Лётчик, патриот

26 Ноябрь 2019 994
Виктор Шаров и Людмила Чижевская - патриоты Крыма.
Виктор Шаров и Людмила Чижевская - патриоты Крыма.

Ему очень идёт парадная форма лётчика морской авиации. И звёзды на погонах - уже большие, генерал-майора. Детскую мечту мальчуган из Горького воплотил сполна - стал лётчиком, первоклассным, мужественным. Накануне другу «Крымской правды» Виктору Шарову исполнилось 83 года. Но это только цифры, он активен и жизнерадостен, у него есть цель: чтобы как можно больше мальчишек и девчонок знали о героях своей Родины. Посвятив молодость небу, служению Отчизне, зрелые годы он посвящает патриотическому воспитанию молодёжи.

Мечту - в реальность

Виктор, старший сын в семье сотрудников авиационного завода Александра Кирилловича и Клавдии Евграфовны, никогда не сомневался, что будет лётчиком, так с малых лет и отвечал всем на вопрос «кем хочешь стать». Ведь на их улице жил знаменитый Валерий Чкалов, а папа работал начальником цеха завода, где создавали истребители. В девятом классе мальчуган записался в аэроклуб на планерное отделение. Зимой изучали теорию, летом летали, в 10 классе перешёл на отделение пилотов. Школа и аэроклуб окончены «с отличием», впереди дорога на Сызрань - талантливого парня направили в 151-е авиационное училище лётчиков-истребителей. И вот уже он выпускник, отличник, вновь в дороге - в Крым, в Севастополь, на аэродром Херсонес, в 639-й истребительный авиаполк ВВС Черноморского флота.
- Тем, что достиг в жизни, - рассказывает Виктор Александ­рович, - обязан, прежде всего, дорогим родителям, воспитавшим меня в любви к Родине, поддерживающим во всём. Папе, авиаинженеру завода, где во время войны выпускали истребители Ла-5, Ла-7, а после - первый реактивный МиГ-15, МиГ-17, на которых я уже летал, и все последующие МиГи. Когда началась Великая Отечественная, отец рвался на фронт, но ему дали бронь - директор завода сказал: «Ваш труд нужен здесь, новые истребители - это лучшая помощь армии». Папина любовь к авиации передалась и мне, он всегда поддерживал мои стремления стать лётчиком. Мама, труженица, всегда помогала, следила, чтобы я был сыт, чтобы не опоздал утром в школу, не болел - ведь в аэроклубе такие были не в чести. Очень благодарен им, что поддерживали меня, радовались успехам. Кстати, военным стал и мой младший брат Вячеслав, майор ракетных войск. А по нашим с отцом «авиационным стопам» пошёл мой сын Руслан, успешно окончивший авиационное командное училище. Он прошёл путь от командира роты до командира авиационно-технической базы, был во многих «горячих» точках, участвовал в боевых действиях в Абхазии, Южной Осетии, командир оперативной группы, дважды был ранен. За личное мужество в тех боях награждён двумя орденами. Ещё во время службы, будучи полковником, заочно окончил университет при Академии президента, экономист. Выйдя в запас, работая по гражданской специальности, за трудовые заслуги награждён Владимиром Путиным высшим экономическим орденом страны. Горжусь им и внуками, правнуками - Алиной, Сашей, Ваней, Юлей, Лерой, Настей, Миладой, Максимом, Мироном. Может, и из них кто-то продолжит авиадинастию Шаровых.

Мужество пилота

На парадном кителе Виктора Александровича тоже немало наград. Самый памятный, пожалуй, орден Красной Звезды. За что получен - пока ещё военная тайна. Впрочем, и так понятно: за мужество, решительность и быстроту реакции. Наш герой вспоминает лишь несколько рискованных моментов.
- Летали на замечательном истребителе МиГ-17 с отличной маневренностью и набором высоты. Наши командиры и инструкторы воздушного боя, прошедшие войну, учили атаковать на предельно малых высотах и скоростях. Вспоминается первый полёт в горной местности - ущелье неподалёку от Куйбышево Бахчисарайского района, глубокое, узкое, извилистое. Приказ ведущего капитана Ищенко держаться строго за ним на определённой скорости. Держишь машину, внимательно следишь за ведущим, маневрируешь. Конечно, страшновато было - это неизбежно, но в бою побеждает тот, кто может преодолеть страх. И вообще, страх, самосохранение не должны руководить лётчиком, особенно в критической ситуации. Главное - обезопасить людей рядом, зачастую ценой собственной жизни. Так 40 лет назад, 11 мая 1979-го, поступил мой товарищ по эскадрилье Виктор Кубраков, командир сверхзвукового ракетоносца. Когда при возвращении с учебного полёта внезапно загорелся самолёт, он катапультировал экипаж, а сам до последнего отводил 100-тонную, объятую пламенем, машину от села Янтарное в Красногвардейском районе, от школы, что была внизу. Теперь эта школа носит его имя. Героя, посмертно награждённого орденом Красного Знамени. Похоронили рядом, там памятник - «Жизнь во имя жизни отдавшему» и всегда живые цветы.
Ситуаций, когда на принятие решения остаются секунды, и у Виктора Александровича было немало. Вспоминает, как в конце года, перед тем как уйти в отпуск, выполняли упражнение по перехвату противника в воздухе. Погода нелётная, ливень, гроза, но есть долг.
- С подполковником Добычиным вылетели на задание. Он - ведущий, я - ведомый. Вышли на цель, атаковали «противника», сделав очередь из фотокинопулемёта. По действиям ведущего понял, что надо уходить на наш аэродром, но на том направлении облачность, молнии, а ни компасы, ни связь не работают, с крыла истребителя слетают огненные струи. Уходим в сторону моря - там так же. Идём вниз, визуально находим шоссе Евпатория - Симферополь, летим по нему на высоте 100 метров, обходим космические антенны в Школьном и сворачиваем на свой аэродром. Топлива почти не осталось. Ведущий держит посадочную скорость, а у меня должна быть больше, иначе заваливаюсь вниз. Но туман, посадочной дорожки не видно - ухожу на второй круг, разворачиваюсь, по белым силуэтам стоящих Ту-16 определяю, где полоса, захожу на посадку. На пробеге открываю фонарь кабины, чтобы хоть как-то ориентироваться - ливень стеной, кабина моментально залита, но двигатель уже остановился. Каким-то чудом мы тогда не столкнулись с садившимся вообще без топлива Юрой Приходько: я интуитивно ушёл влево, когда ещё работала связь, слышал обрывок его разговора, что он по центру. Командир полка тогда объявил мне благодарность, поставив в пример другим, как надо действовать в экстремальной обстановке.
После того как их истребительный полк расформировали, Виктор Шаров перешёл в 124-й морской ракетоносный, был командиром корабля Ту-16. После служил заместителем командира эскадрильи, заместителем начальника политотдела дивизии, секретарём Военсовета ВВС Черноморского флота. В 1990-м, выйдя в запас, всё равно остался «в строю». Как сам признаётся, долг ветеранов морской  авиации - военно-патриотическое воспитание молодёжи. На примере героев войны или мирного времени, как Виктор Кубраков, которому Виктор Александрович посвятил строки: «… Лишь пилот сближался с полем - беда детишек позади./ Раздался взрыв, и это горе много лет живёт в груди». Стихи друг газеты пишет вместе с любимой Людмилой Чижевской, ветераном авиагарнизонов ЧФ. Она, когда-то работавшая завучем, директором школ, сотрудником департамента правительства Крыма по работе с населением, поддерживает его во всех патриотических начинаниях. Часто сама становится инициатором поездок по местам боевой славы полуострова, по школам, чтобы рассказывать молодёжи о героях Великой Отечественной, ополченцах «Крымской весны», людях, совершавших подвиги в мирное время.
Супруги - частые гости в Азовской школе-гимназии имени лётчика Николая Саввы в Джанкойском районе.
- Недавно побывали там на конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения конструктора стрелкового оружия Михаила Калашникова: «Гордись, Россия, это верный твой сын/ Стал в мире конструктором №1./ И знает планета - он слава твоя,/ И помнит об этом родная земля». Знаете, какая гордость охватывала за ребят, которые помнят и чтят историю, как они показывали спортивные упражнения, разбирали и собирали на время автомат. Директор этой школы Анастасия Немыкина - прекрасный педагог, недавно ей присвоено звание заслуженного работника образования. Поздравляем и желаем ещё долго согревать учеников и нас, ветеранов, своим теплом. Ещё отрадно, что все патриотические мероприятия школы поддерживает руководство Джанкойского района. Это очень важно, когда молодёжь не брошена, воспитывается на достойных примерах, значит, у нашей Родины - светлое будущее.
Виктору Шарову очень идёт парадная форма лётчика морской авиации, и дети с восторгом и вниманием слушают его рассказы. Посвятив молодость небу, служению Отчизне, зрелые годы наш герой посвящает патриотическому воспитанию молодёжи. «Крымская правда» поздравляет друга газеты Виктора Александровича с днём рождения. Многая вам лета!

В Азовской школе имени лётчика-героя Николая Саввы супруги - частые гости.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.