От «Европейской» до двухсотлетия

17 Сентябрь 2019 2355
В здании гостиницы в советское время располагалось руководство Крымской АССР.
В здании гостиницы в советское время располагалось руководство Крымской АССР.

Сегодня её не найти на улицах Симферополя - фашисты уничтожили здание в 1944-м, а появилась она в конце XIX - начале XX века. Вначале - двухэтажная, скромная, с фонарём перед входом и названием по балкону второго этажа - «Европейская» гостиница. 115 лет назад фото с её изображением и картинкой губернского города С. стало почтовой карточкой, напечатанной в Стокгольме. Вскоре «Первая Европейская», как говорят ныне, была перестроена (по другим данным вообще снесена) и на её месте выросла «Вторая» - трёхэтажная, вычурная, с лифтом и фонариками по обе стороны от входа.

Стремление к элите

Открытки с изображениями обоих зданий сохранил влюблённый в Симферополь Владимир Кацубинский, а нашей газете много лет назад их показал тоже влюблённый в город краевед Владимир Гуркович. На первой открытке рядом со скромной гостиницей диво-дивное - автомобиль. Возможно, кто-то из богатых постояльцев приехал и припарковал «самодвижущийся экипаж» неподалёку от входа. Тогда это было легко - машин нет, дороги свободны, запрещающих знаков ещё не вешали. А может, водитель остановился, завидев вдали пролётку с двумя лошадьми. Правилами при такой встрече предлагалось не обгонять, а выключить мотор и пропустить животных. Но так как машины на улицах губернского Симферополя были редкостью, то авто сразу окружили любопытные. Вот и городовому, что на переднем плане, подойти, наверное, хочется, а нельзя - следит за порядком возле гостиницы. Кстати, когда её перестроили, то необходимость парковать личные машины у входа отпала: автогараж на заднем дворе предлагался за отдельную плату.
Сначала гостиница была на углу Приютненской (Пушкина) и Александра Невского (Розы Люксембург), позднее здание достроили до Салгирной улицы (проспект Кирова). В 1904 году участок улицы Александра Невского стал именоваться Гимназическим переулком (сейчас Ушинского), здесь в былые годы находились уездное училище и гимназия. И в этом же 1904-м перпендикулярно Гимназическому переулку и уже улице Пушкинской возник переулок Фабра (сейчас Совнаркомовский), названный в честь Андрея Яковлевича Фабра, на чьи деньги здесь появился приют для детей. Теперь адрес одной из элитных симферопольских гостиниц начала XX века был простой - угол Салгирной и Фабра. Впрочем, элитной «Европейская» стала лишь в 1912 году, а до этого выделялась разве что пальмами в кадках, росшими на единственном фасадном балконе. Но потом, вероятно, появился новый владелец, затеявший «великое строительство». Возник третий этаж, балконы чуть ли не в каждом номере, но без пальм. Фасад, украшенный колоннами и лепниной, теперь все именовали «оригинальным и стильным». Григорий Москвич в «Путеводителе по Крыму» писал в 1913 году: «Европейская» гостиница - самая большая и комфортабельная в городе». Реклама 105 лет назад сообщала, что в «Европейской» полный комфорт постояльцам обеспечен в 75 номерах, салонах и кабинетах. Есть там электричество, центральное отопление, ванны, лифт, рос­кошный ресторан с образцовой кухней, автомобильный гараж и отдельное помещение для лошадей и экипажей. Но и стоило это всё по тем временам прилично - 1-1,5 рубля. Килограмм осетрины можно было купить на эти деньги или два с лишним кило вкусной красной кетовой икры.

Перемены, перемены

Недолго наслаждались спокойствием и роскошью богатые постояльцы - грянула революция, город несколько раз оказывался под властью то большевиков, то белогвардейцев, а однажды, в 1918-м, и вовсе немецких оккупантов.
- Тогда в гостинице с комфортом обосновался штаб немецких оккупационных сил, - рассказывал Владимир Гуркович. - Здесь генерал Роберт фон Кош решал вопрос о жизни или смерти видного коммунистического деятеля Павла Дыбенко (его, занимавшегося подпольной большевистской работой, арестовали в августе того же года в Севастополе, держали в местной тюрьме). Спустя два месяца его обменяли на пленных германских офицеров. По иронии судьбы, там, где решалась судьба Павла Ефимовича, через каких-то полгода разместился штаб вооружённых сил Крымской Советской Социалистической Республики. И ими командовал всё тот же Дыбенко.
Сначала в апреле 1919-го в помещениях гостиницы обосновался штаб его Первой Заднепровской дивизии - партизанские и повстанческие отряды Северной Таврии. Вскоре комдив стал наркомом по военным и морским делам в правительстве Крымской Социалистической Советской Респуб­лики и командующим частями Красной Армии на полуострове. После очередного перехода власти «Европейская» на какое-то время вновь стала «резиденцией» богачей, но в конце 1921-го, когда Симферополь, годом ранее окончательно перешедший под власть большевиков, стал столицей Крымской АССР, гостиницу национализировали. На фасаде укрепили пятиконечную звезду, над зданием подняли красное знамя - на почти два десятилетия здесь расположились руководители республики из Центрального исполкома и Совета народных комиссаров. Кстати, переулок Гимназический с 1924-го стал Совнаркомовским.
Перед Великой Отечественной, когда руководство съехало, «Европейская» постепенно возрождается как гостиница. Но опять спокойной жизнью постояльцы наслаждаются недолго - начинается война. После оккупации Симферополя в номерах размещаются фашисты, за постой они, естественно, не платят, зато выво­зят в Германию всё ценное из интерьера и имущества. Через два с половиной года за всё это заплатит сама гостиница «Европейская», она просто исчезнет с лица города. Гитлеровцы, отступающие под напором советских войск, заминировали все крупные объекты, мосты в центре, чтобы похоронить под обломками и оставшихся жителей, и освободителей. Провода тянулись к гостинице (по другим данным, к расположенному рядом зданию почтамта), в подвале был рубильник. К счастью, группам подпольщиков и партизан Анатолия Косухина, Василия Бабия, Анатолия Сосунова удалось в ночь на 13 апреля 1944-го перерезать провода, отключить опасное устройство. Тогда озлобленные фашисты подожгли красивое здание. Восстановлению оно уже не подлежало, и остатки гостиницы и почтамта взорвали советские сапёры, вошедшие в город. Но некоторые утверждают, что гостиница первоначально была взорвана немцами.
Как рассказывает ещё один влюблённый в город создатель сайта фотоистории «Симферополь вчера и сегодня» Александр Белов, какое-то время развалины оставались не разобранными. «Один из старожилов города говорил, что пацанами они лазили по развалинам гостиницы, где под зданием располагались обширные подвалы. Вездесущие детишки обнаружили в них склад оружия. Какое-то время таскали его и хвастались друг перед другом. Потом узнали взрослые. Развалины оцепили военные, и из подземного склада было вывезено несколько грузовиков опасного снаряжения». На пустыре ничего не стали возводить, наоборот, снесли ещё небольшой квартал до улицы Ушинского (там теперь кафешки), высадили деревья и вскоре элитная «Европейская» гостиница стала зелёным островком Симферополя. В 1968 году, когда исполнилось 30 лет со дня смерти Павла Дыбенко, на месте, где располагался штаб его дивизии, установили памятник - скульптор Нина Петрова высекла в камне портрет героя Гражданской войны. Сквер на углу проспекта Кирова и Совнаркомовского переулка, бывшая территория бывшей шикарной гостиницы, получил имя Дыбенко. А в 1984-м, в год двухсотлетия Симферополя, неподалёку от памятника комдиву установили Памятную скрижаль (автор текста краевед Владимир Широков), запечатлев имена некоторых людей, творивших городскую биографию. И сквер стал носить имя двухсотлетия Симферополя.

«Первая Европейская» была двухэтажной.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.
Фото из архива
Владимира КАЦУБИНСКОГО.