Разрушенный мир. Энергетика и инфраструктура

29 Август 2019 612
Воскресный вечер в центре Макеевки. Здесь не слышны выстрелы, ничто не напоминает о войне.
Воскресный вечер в центре Макеевки. Здесь не слышны выстрелы, ничто не напоминает о войне.

Частичное разрушение промышленного потенциала, значительная физическая и моральная изношенность основных фондов предприятий, низкий уровень их использования, недостаток оборотных средств, сложности с импортом сырья, комплектующих и другие ограничения. Таковы сейчас основные проблемы развития большинства предприятий Донецкой Народной Республики (подробнее об этом в материале «Разрушенный мир. Промышленность и угледобыча» в номере за 22 августа). Но по сравнению с 2014-2015 годами экономические показатели молодого государства стабильно улучшаются. Там удалось избежать блэкаута, как это было в Крыму, однако есть проблемы с водообеспечением.

Даже делятся

Как нам сообщили в пресс-службе Министерства угля и энергетики ДНР, «респуб­лика уже давно не зависит от энергосистемы Украины. На её территории стабильно работают 2 теплоэлектростанции - Старобешевская и Зуевская, которые полностью покрывают все потребности страны в электроэнергии. При этом ТЭС работают на угле, добываемом на шахтах, расположенных на территориях ДНР и ЛНР. Технологические потребности станций в энергетическом угле обеспечены в полном объёме. За 5 лет на ТЭС ДНР отгружено 16 млн. 815 тыс. тонн энергетического угля. Несмотря на то, что электроэнергия поставляется и в соседнюю ЛНР, на территории которой нет своей генерации, станции работают не в полную мощность. Когда Украина оборвала все связи с республикой, энергетики ДНР полностью перестроили энергосистему, не допустив блэкаута населённых пунктов».
В энергетической промышленности ДНР трудятся 11500 человек. За 5 лет выработано 48999 млн. кВт/ч электрической энергии. За этот же срок в результате боевых действий повреждено 1325 объектов электроэнергетики. Энергетиками республики восстановлено 1104 объекта. Проведён ряд капитальных и текущих ремонтов в электросетевом комплексе. Лишь 3% потребителей остаются без электроснабжения. Это те, кто живёт на линии соприкосновения. Проведение там ремонтных работ пока невозможно.
С 2014 года в условиях военного времени отопительный сезон на территории ДНР обес­печивается в полном объёме. Работают все котельные.
Можем подтвердить, что перебоев с подачей электроэнергии там действительно нет. Мы жили в гостинице в центре Макеевки. Это 15-этажное здание, построенное в 1981 году рядом с администрацией.
В 2014-2015 годах гостиница не работала. Сейчас там сдаются номера только на одном этаже. Да, интерьер - «совдеп», но свет и вода, интернет там были всё время. Более того, и в Макеевке, и в Донецке работают фонтаны, а у администрации Макеевки они даже подсвечены цветными огоньками. По вечерам у них собирались мамы и папы с детьми. Но вот что покоробило в Макеевке, так это Вечный огонь без огня. Символ города, знаменующий собой торжественную память народа о павших героях, борцах за свободу, за честь Родины, должен гореть всегда. Думается, дело было в кратковременной поломке.
С наступлением комендантского часа - с 23 до 4 часов - города не погружались во тьму, работали все фонари, хотя на улицах - ни души. Вы слышали когда-нибудь абсолютную тишину? Безусловную тишину, которую не нарушает ни шум включённой техники у соседей, проезжающих машин, разговоров на улице. Это и непривычно, и загадочно, и «уютно», и приятно одновременно.

Но наступает день и...

Проблемой для ДНР является поддержание на должном уровне водоснабжения населения. «Из-за боевых действий система водообеспечения Донбасса находится под угрозой уничтожения, что может привести к экологической катастрофе целого региона», сказано в научном докладе ГУ «Институт экономических исследований» «Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения» за 2018 год. В конце мая этого года министр строительства и ЖКХ самопровозглашённой Донецкой Народной Республики
Сергей Наумец заявлял о том, что возможная остановка насосных станций на подконтрольной Киеву территории Донбасса может привести к разрушению основного источника водоснабжения региона - канала «Северский Донец - Донбасс». Пока на официальном сайте Минстроя ДНР публикуют новости о том, что «все объекты жизнеобеспечения, связанные со сферой водоснабжения на территории ДНР, работают в штатном режиме. Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду осуществляется согласно графику». Для улучшения ситуации с водоснабжением произведена замена аварийных участков водоотводов, насосных агрегатов 1960–1970-х годов выпуска новыми. Установка нового насосного оборудования позволяет повысить надёжность эксплуатации насосных станций и исключить их остановку, тем самым не допустить утечки сточных вод и ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки.

Дороги и транспорт

Дорожная инфраструктура поддерживается в рабочем состоянии. В Донецке работает асфальтобетонный завод коммунального предприятия «Дорожное ремонтно-строительное управление». Предприятие выпускает четыре марки асфальта разной крепости. В республике действительно выполняют текущий ремонт автомобильных дорог, мостов, подземных переходов, меняют и ремонтируют контактную сеть. Дороги «латают» не только в Донецке, но и, например, в посёлке Октябрьский, что примыкает к донецкому аэропорту, к линии фронта.
Мы ездили каждый день из Макеевки в Донецк. Макеевка - второй по величине (380 тысяч жителей) город ДНР, вплотную примыкающий к столице, своеобразный «маленький Донецк». Так вот состояние дорог при том, что территории двух городов огромные, действительно неплохое. К сожалению, этого нельзя сказать о состоянии общественного транспорта. Для нас непривычно было видеть старые, ржавые маршрутки. Причём проезд в них - 11 и 15 рублей, только в троллейбусе он составляет 3 рубля. Есть и «плюсы»: в Донецке нет пробок, как раньше, до начала боевых действий. Теперь чистые улицы столицы ДНР кажутся пустынными и широкими, места хватает всем.
Люди там не спешат. На остановке они спокойно выстраиваются в очередь и не нарушают её, даже если подходит женщина с ребёнком. Однажды, разговаривая по телефону, я забыла об этом правиле и по привычке ринулась первой к дверям маршрутки. Так мне никто не закричал в спину всё, что он думает обо мне. По недоумённым взглядам поняла, что допустила бестактность и встала последней в очереди. Вечером в Макеевке можно спокойно переходить дорогу на «красный» - машин практически нет. Свобода и простор!

Оксана ПАВЛЕНКО, специальный корреспондент «Крымской правды».
Фото автора.
Симферополь-Донецк-
Симферополь.