Гонконгский гамбит

О пикниках на обочине истории

20 Август 2019 1327

Крымский мост для нас, конечно, важнее всех прочих, и не надо объяснять, почему. Однако прямо сейчас, пока мы ждём начала железнодорожного сообщения, за тысячи километров от Керченского пролива ведутся работы по бетонированию проезжей части на строящемся мосту Благовещенск - Хэйхэ. А с Запада всё то же, что и прежде, - заклинания о мифической демократии, безумные ложные обвинения, санкции и, конечно, майданные технологии. Похоже, они и сами не заметили, как быстро и безнадёжно устарели. Организация протестов в Москве и Гонконге по старым, легко узнаваемым, шаблонам - тому подтверждение. Проблема Запада в том, что о выработке какой-либо новой общей повестки можно будет говорить лишь после президентских выборов в США. Но весь остальной мир не стоит на месте.

Ностальгирующие по 90-м

«Гонконг перестал быть колонией Великобритании 22 года назад, после чего начался полувековой переходный период, основанный на подходе «одна страна - две системы».
Россия (и Москва как её столица) 20 лет назад начала выруливать из состояния, по сей день коротко именуемого «девяностые», - отмечает публицист Виктор Мараховский. - Так вот: и в Гонконге до 1997 года, и в Москве до 1999 года, безусловно, имелись слои населения, которым такое состояние нравилось. Те, кто был включён в обслугу британской колониальной администрации в китайском городе и «интегрирован в мировое сообщество» в российской столице. Те, кто ездил стажироваться туда, и возвращался с беглым английским и «правильным» взглядом на мир, и оказывался в числе доверенных представителей цивилизации среди земляков, и видел впереди власть, деньги и привилегии. Ностальгию по этому периоду они, конечно, сохранили и отчасти даже передали по наследству. Поэтому, собственно, воины свободы, вломившиеся в парламент Гонконга, с целью пущей свободы содрали герб города и повесили флаг британской колонии. У нас такой лобовой заход, конечно, не прошёл бы. Однако у нас есть аналог. Если вы заметили, протесты против «жуликов и воров» происходят на фоне стихийной как бы кампании по реабилитации этих самых «девяностых». Я серьёзно. Молодняку конца 2010-х активно внушается, что «бояться девяностых» - не стильно и устарело».
В Москве несистемным оппозиционерам акцию не согласовали из-за явных призывов к массовым беспорядкам, поэтому 17-го организацией «протестов» занималась КПРФ. Под красными флагами и рассчитанными на ностальгию по СССР лозунгами вполне органично объединились топ-менеджер КПРФ Геннадий Зюганов, скандальный протоиерей Всеволод Чаплин и одиозный Сергей Удальцов. И ещё - Игорь Тальков. Нет, не «тот самый», а младший - в отличие от убитого отца благоговения перед «старой тетрадью расстрелянного генерала» не испытывающий. Такие вот теперь «комиссары» пошли, прости Господи…
В Гонконге всё значительно жёстче. Отрабатываются новые технологии - у погромщиков нет лидера, которого власти могли бы нейтрализовать и нет постоянного набора требований (в отличие от, например, французских «жёлтых жилетов»). «Будь, как вода» - звучит красиво. «Вспомни Тяньаньмэнь» - звучало бы разумно.

Особенности переходного периода

Долготерпение китайских властей объясняется точно так же, как долготерпение Москвы в отношении некоторых местных управленцев. У Гонконга свой вариант «переходного периода» - намного более сложный и долгий, нежели крымский.
Принцип «одна страна - две системы», в соответствии с которым осуществлялась интеграция в состав КНР двух бывших колоний - британского Гонконга и португальского Макао, как оказалось, имеет свои слабые места. Собственно говоря, на том и построены все майданные технологии - чем больше свобод у граждан, тем больше инструментов у «фабрики цветных революций». Однако Пекин не спешит сворачивать демократическую лавочку, поскольку принцип «одна страна - две системы» может оказаться весьма полезным при интеграции Тайваня. Но если в 1993 году ВВП Гонконга составлял 27% ВВП КНР, то в 2017-м - менее 3%. Сейчас у погромщиков есть неплохой шанс добиться ускоренного превращения «европейского» Гонконга в китайский народный Сянган. Впрочем, и сейчас погромщиков в Гонконге «пакуют» намного жёстче, чем у нас, а сроки им, даже без экстрадиции на материк, грозят весьма серьёзные.
Запрос американского командования на заход в порт Гонконга ракетного крейсера Lake Erie и десантного корабля Green Bay был отклонён. Сенаторам и конгрессменам, публично выражавшим свою поддержку организаторам и участникам массовых беспорядков, а также 45 президенту США, обеспокоенному стягиванием армейских подразделений к Гонконгу, МИД КНР ответил без традиционных восточных кружев жёстко и конкретно: «Гонконг относится исключительно к внутренней политике Китая. Мы ещё раз призываем американскую сторону прекратить совать свой нос в дела Гонконга». Британская корона отметилась не хуже американцев: бывшая метрополия публично пообещала гонконгским погромщикам гражданство. У каждого майдана свой «безвиз».
Сообщается, что самые богатые семьи Гонконга уже стали беднее на 19 миллиардов долларов, и это ещё не предел. Впрочем, точно подсчитать размеры убытков ещё только предстоит. Большой привет российскому модному блогеру с пышной причёской, который картинно переживает об убытках в случае подавления майдана. Вряд ли богатые люди Гонконга разделяют его восторги по поводу «демократических традиций», в соответствии с которыми распоясавшиеся «протестуны» пачкают стены, громят офисы и блокируют работу аэропорта.
После нападений на гражданских лиц китайские чиновники заговорили об «угрозе терроризма». Это уже действительно последнее китайское предупреждение.

«Работайте, братья» по-китайски

«То, что произошло с мужчиной, задержанным и подвергшимся физическому насилию некоторыми демонстрантами в аэропорту Гонконга, ужасно и должно прекратиться сейчас. Но он работает на The Global Times, пропагандистское подразделение китайского государства, и он не журналист, и его не следует так называть», - наставляет коллег Мелисса Чен, которая, работая в немецком государственном отделе DW, одновременно является сотрудником НПО, финансируемой канадским правительством и фондами «мягкой силы» США. Свобода, знаете ли, слова, она такими вот «мелиссами» везде и регулируется.
«Сейчас гонконгские протестующие пытаются организовать банковский и валютный кризис путём массового снятия вкладов из гонконгских банков и конвертации в американские доллары, для того чтобы сломать привязку гонконгского доллара к американскому доллару. Интенция абсолютно прозрачная - нанести максимальный ущерб, причём нанести его своим же согражданам и землякам, за чьи права они якобы борются, - отмечает аналитик Иван Данилов. - Впрочем, закончится это всё следующим образом - лидеры протеста получат свои гринкарты и зарплаты, а потом будут писать мемуары из Великобритании или США, а также выступать на различных саммитах за «Свободный Китай/Россию». Наиболее активное пушечное мясо - сядет и поломает себе жизнь (в цифровую эпоху государства вообще ничего не забывают), или не сядет, но всё равно поломает себе жизнь. А те, кто найдёт среди панически распродаваемых гонконгских акций хорошие бумаги - будут подсчитывать гешефт. В этой картине будет наблюдаться определённая вселенская справедливость и даже, не побоюсь этого слова, - гармония».
Кстати, избитого погромщиками журналиста, которого Мелисса Чен запрещает так называть, зовут Фу Гохао. Он сказал толпе майдаунов: «Я тоже поддерживаю полицию, можете избить и меня». Его слова стали своего рода китайским вариантом «Работайте, братья!»: акция «Я тоже поддерживаю полицию Гонконга» быстро стала набирать популярность среди китайцев.
А накал «протеста», напротив, начал понемногу «сдуваться».

Привилегия оставаться собой

- Основной тенденцией является противостояние между, с одной стороны, объективно формирующимся новым полицентричным, более справедливым и демократичным миропорядком и, с другой стороны, стремлением достаточно узкой группы государств во главе с США не дать состояться этому справедливому миропорядку и постараться всеми силами обес­печить себе доминирование во всех сферах международной жизни... Другая серьёзная тенденция, которая проявилась в русле политики наших западных коллег, - их стремление подменить международное право, которое по определению является универсально согласованными нормами и принципами, некими правилами, которые наши западные коллеги вырабатывают в своём узком кругу и преподносят их потом как истину в последней инстанции, которой должны руководствоваться все остальные члены международного сообщества, - отметил министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая на молодёжном форуме «Территория смыслов» 15 августа. - Мы противопоставляем такой нелегитимной и неправомерной линии наших западных коллег свою позицию, которая опирается на Концепцию внешней политики Российской Федерации, утверждённой президентом России.
Буквально на следующий день бывший глава МИД Франции Юбер Ведрин в интервью Le Figaro, мягко посетовав на то, что русские остались сами собой, не разделив навязываемых неолиберальных ценностей, прямо призвал президента Макрона опередить американцев в выстраивании новых отношений с Москвой: «Мы должны заново создать наши отношения с Россией, не дожидаясь Трампа, который, в случае переизбрания в 2020 году, возродит динамику отношений между Соединёнными Штатами и Россией без учёта интересов Европы». Весьма показательное высказывание.

Николай ФИЛИППОВ.