Контролируйте сами!

20 Июль 2019 896
Разделение натуральных и «пальмовых» молочных продуктов на прилавках свелось к появлению кое-где неприметных цветных ценников.
Разделение натуральных и «пальмовых» молочных продуктов на прилавках свелось к появлению кое-где неприметных цветных ценников.

Мы уже рассказывали читателям о том, что с 1 июля в России изменились правила продажи молочной продукции. Теперь на прилавках торговых сетей и магазинов натуральная «молочка» должна лежать отдельно от молокосодержащей с добавлением растительных жиров и обозначаться специальной надписью - «Продукт без заменителя молочного жира». Новые правила действуют почти месяц, но большая часть торговых объектов не очень-то обеспокоена их исполнением. Да и уполномоченные ведомства не спешат наводить порядок на магазинных полках - эта обязанность, оказывается, переложена на плечи потребителей.

Что изменилось?

Для чего введены новые правила? Ассортимент молочной продукции сейчас невероятно богат, но не стоит обольщаться - значительная часть этого разнообразия приготовлена с использованием растительного жира. В основном - пальмового масла. Мы уже писали о том, почему следует избегать псевдомолочных суррогатов в своём рационе, но беда в том, что зачастую покупателю приходится перебирать десятки упаковок в поисках натуральной «молочки». Далеко не у всех хватает на это времени и терпения, так что многие просто хватают, что придётся. Новые правила расположения должны были создать более комфортные условия, когда покупатель, подходя к прилавку, может с первого взгляда определить, где продукция натуральная, а где - с растительным жиром, и сделать осознанный выбор.
Продавцы, конечно, новым нормативам не обрадовались. Ретейлеры сетуют на то, что теперь приходится дополнительно обучать персонал, как раскладывать молочную продукцию, и возлагать на сотрудников больше ответственности. Хотя, как мы уже писали («Коровы – отдельно, «трава» - отдельно», 17 июля 2019 года), даже спустя месяц после введения новых правил, на полках супермаркетов царит полный бардак в плане расположения разных видов «молочки». Явного разграничения так и не появилось, и потребитель по-прежнему вынужден тщательно изучать прилавки, прежде, чем сделать осознанный выбор.
Что касается небольших магазинов, то их владельцы и вовсе не «заморачиваются» новыми правилами, ссылаясь на то, что те писаны только для торговых сетей. Хотя в нормативах чётко указано, что они касаются всех торговых объектов, которые занимаются продажей молочной продукции, будь то крупный супермаркет или маленький сельский гастроном, в ассортименте которого буквально несколько наименований «молочки».
- Информация о том, где какая продукция, должна быть указана на всех полках и прилавках, - констатирует заместитель начальника отдела санитарного надзора Роспотребнадзора по РК и Севастополю Елена Лысенкова. - Если продавец нарушает требования по маркировке, к нему будут применены меры административного воздействия. Другое дело, что далеко не все покупатели обращают внимание на то, какой товар берут. Значит, им всё равно, какие продукты они употребляют. Это недопустимо! Каждый из нас должен думать о своём здоровье.

Проверок не ожидается

По идее, раз за нарушения новых правил предусмотрены меры воздействия, должны быть и проверки по их выявлению.
- Мы можем проводить внеплановые проверки на основании поручения Правительства РФ или президента. Если они будут, будут и рейды, - сообщает руководитель отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по РК и Севастополю Виктория Воронова. - Также предусмотрены предварительные проверки без взаимодействия с предпринимателем. Они проводятся тайно и без предупреждения, но по их результатам нельзя привлечь к ответственности. Что касается плановых проверок, связанных с защитой прав потребителей, они пока не проводятся ни в одном субъекте страны. Поэтому мы ждём приказа о внеплановых рейдах.
Иными словами, никаких проверок соблюдения новых норм размещения молочной продукции в обозримом будущем не предвидится. Однако согласно Кодексу об административных правонарушениях ревизия может быть проведена на основании жалоб потребителей.
Как это работает? Если нарушение было обнаружено ещё в магазине, нужно оставить жалобу в книге отзывов и предложений, сфотографировав заполненную страницу и обложку и указав свои контактные данные. Сделать это нужно обязательно, поскольку согласно федеральному закону Роспотребнадзор сможет провести проверку, только если потребитель первоначально обратился с претензией к субъекту хозяйственной деятельности, но его требования не были удовлетворены. Итак, если в течение недели представители торговой точки не вышли на связь и проблема осталась нерешённой, можно обращаться с заявлением в Роспотребнадзор (адрес электронной почты: crimea@82.rospotrebnadzor.ru).
К письму следует приложить снимок своей записи в книге жалоб.
Если потребитель только дома понял, что купил пальмовый суррогат вместо качественной «молочки», хотя брал продукт в «натуральной» секции, нужно написать и отправить претензию в адрес торгового объекта, изложив в ней суть происшедшего. Если меры по устранению недоработки не будут приняты в течение недели, копию претензии следует переслать в Роспотребнадзор.
После этого ведомство сможет инициировать внеплановую проверку соблюдения новых правил, и, если зафиксирует нарушения, продавца ждёт штраф. Для индивидуальных предпринимателей сумма взыскания варьируется от 1 до 3 тыс. руб., для юридических лиц - от 10 до 30 тыс. руб.

Фальсификату закон не писан

Напоминаем, что новые правила касаются лишь продукции, на маркировке которой производитель честно сообщил о наличии или отсутствии растительных жиров. Но есть ещё одна категория товаров - фальсификат.
- Фальсификат - это осознанное введение потребителя в заблуждение. Необязательно речь идёт об угрозе жизни и здоровью. Суть в том, что человек имеет право знать, за что он платит деньги, - комментирует первый заместитель председателя Государственного комитета ветеринарии РК Анастасия Лисовская-Чудинович. - При этом всё равно нужно ориентировать потребителей на то, чтобы они внимательно читали сведения о продукте, указанные на этикетке. А информацию обо всём выявленном фальсификате можно найти на сайте: zpp.rospotrebnadzor.ru.
Кстати, по данным Роспот­ребнадзора, за шесть месяцев этого года для выявления признаков фальсификации было отобрано 170 проб молочной продукции. Из них 52 пробы оказались нестандартными. То есть 30% молочной продукции в Крыму являются фальсификатом.
- При этом из наших анализов следует, что около 95% фальсифицированной «молочки» ввозится на территорию полуострова с материка, - говорит Елена Лысенкова. - Среди крымских производителей мы тоже находим фальсификат. Например, в прошлом году в этом было уличено севастопольское предприятие ООО «Акваполис». Но это, скорее, исключение, чем норма: могу смело сказать, что крымские производители честны перед покупателями. Основной поток фальсификата попадает в Крым из Московской области, Кабардино-Балкарии и Краснодарского края.

Елена ЮМАНОВА.