Каринэ Фолиянц: Феодосия - город моего вдохновения

22 Июнь 2019 1006

Феодосийцы считают Каринэ Альбертовну своей и с нетерпением ждут выхода на экран её новых фильмов. Ещё и потому, что в них можно увидеть себя или своих знакомых. В «Пармских фиалках», например, многие эпизодические роли исполнили ведущие актёры городского театра драмы и музыкальной комедии «Саквояж».

- С чего началась ваша жизнь в кинематографе, Каринэ Альбертовна?
- С мечты о кино с двенадцати лет. Она начала осуществляться в 1989 году, когда поступила на сценарный факультет ВГИКа. Одновременно занималась и режиссурой. За годы ученичества сняла пять короткометражных игровых картин. В моей дипломной работе «Ноктюрн для барабана и мотоцикла» дебютировал Серёжа Безруков. Музыку написал пианист-виртуоз, композитор, который, кстати, родился в Симферополе, - Сеня Сон.
С фильмом я побывала на многих фестивалях, в том числе и международных. Была номинирована на приз для молодых кинематографистов «Зелёное яблоко». А Серёжа Безруков получил на кинофестивале «Созвездие» приз за лучший дебют в этой картине.
- И это стало успешным стартом?
- Увы! Вскоре после выхода картины, в 1995 году, начался период, когда кино не было вообще. Я как раз окончила институт. Ничего не оставалось, как заняться другим делом. Выбрала науку. Закончила во ВГИКе аспирантуру. Защитила кандидатскую диссертацию на тему героя в современной драматургии, вернее, его отсутствия. Почти 20 лет прошло, а она и сегодня актуальна: размытость нравственных ориентиров. Налицо криминализация кинематографа, предпочтение отдаётся фильмам с жёстким действием. И страшно не это - страшно отсутствие на экране «маленького человека», того самого, на котором мир держится. После защиты в течение четырёх лет преподавала в различных учебных заведениях.
- Страсть к науке появилась по необходимости?
- Не совсем. Гены сработали: у меня папа учёный, руководил НИИ, очень хотел, чтобы я пошла по его стопам. Но я не вижу пока никаких перспектив для себя в науке. Преподавать не хочу, потому что увлечена другим. Пишу много, много снимаю.
- Сначала было кино, потом книги?
- Кино и литература для меня одинаково дороги. Пишу с детства. Литературный дар у меня от мамы. Вообще очень многим в жизни обязана ей, и только ей! Она навсегда останется для меня эталоном духовности. На сегодняшний день издана 21 моя книга, и вышла 21 картина, где я и сценарист, и режиссёр-постановщик. На днях выйдет 22 книжка.
У меня не сразу в жизни всё шло гладко. После школы я поступила на историко-филологический факультет, это было в Волгограде, куда моя семья переехала из Баку. Два года на очном училась, но… заскучала. Пошла работать в областную молодёжную газету. А к 20 годам поняла, что журналистика - это совсем не моё. Я уехала в Москву, легко сдала экзамены во ВГИК. Вот где мне было интересно!
- Ваши книги отличаются от сценариев?
- У меня часто выходят «новеллизации» моих известных картин - романы по мотивам многосерийных фильмов, например, «Невеста», «Серафима Прекрасная», «Два цвета страсти». Но я пишу и «некиношную» прозу. «Улыбка», которая скоро увидит свет, это сборник моих юношеских рассказов о любви. Очень поэтичная проза. И самоироничная…
- Вы снимаете в основном сериалы?
- Сериалы не снимаю. Даже если это телепроект, он всё же, как в старые добрые времена, - многосерийный художественный фильм. Вы не увидите в моих картинах «говорящие головы». В них всегда есть прекрасное изображение, сделанное моим другом и сокурсником по ВГИКу оператором Славой Гурчиным.
В них всегда звучит прекрасная киношная музыка, которую пишет талантливейший композитор Алексей Шелыгин. И замечательный монтаж, который делает великолепный режиссёр монтажа Игорь Отдельнов. Эта троица - мои большие и верные друзья, на которых я полагаюсь, как на себя. Если бы не они, не знаю, что было бы со мной. Работаю много. Было время, когда делала по два проекта в год - и все по своим сценариям. В последнее время мои фильмы шли в основном на Первом канале. Семь зрители уже увидели, три готовы к показу. Это романтическая драма «Невеста», мелодрама «Пармские фиалки» и «Солнечный зайчик» - городская мелодрама, история любви протяжённостью в 30 лет, с очень неоднозначными и противоречивыми образами. Такого я ещё не писала и не снимала. Рекомендую посмотреть.
- Снимаете всегда по своим сценариям?
- На девяносто девять процентов - да. Мне не очень интересны чужие истории. Да и свои сценарии продавать я не люблю. Они как мои дети, мне с ними жалко и больно расставаться…
- Как и когда вы открыли Крым для себя?
- В детстве отдыхала здесь с мамой и с папой. Потом где-то в классе восьмом приезжали сюда с одноклассниками, остались воспоминания о первой любви, о Генуэзской крепости, о Феодосии, частично о Севастополе. А потом долгое время не было Крыма в моей жизни. И вот весной 2007 года я вновь приехала сюда, увидела море, буйство красок и поняла, что не хочу уезжать. Я в своё время лишилась моей «малой родины», Баку. Всегда очень скучала по морю, по южному базару, полному фруктов и манящих запахов, по старым, извилистым улочкам. И в Крыму всё это обрела. А главное - я обрела тут замечательных друзей. Любой край - это, прежде всего, люди!
- Отдохнуть тогда приехали или поработать?
- Мы готовились снимать фильм «Два цвета страсти». Это современный пересказ «Красного и чёрного» Стендаля. История непростых отношений молодого человека и двух женщин. Очень люблю эту картину. В ней дебютировал замечательный молодой артист Антон Феоктистов, он потом сыграл главных героев ещё в двух других моих фильмах. А ещё в этой картине снялись Эльвира Болгова, Игорь Лифанов, Роман Мадянов, Юрий Назаров, Владимир Коренев, Альберт Филозов - такое собралось созвездие...
- Вы ведь не первый раз на севастопольском фестивале «Святой Владимир»? Чем он привлекает?
- Два года подряд участвую в работе жюри. Здесь очень хорошая обстановка. Спасибо за неё организаторам форума Алёне Иваниченко и Майклу Львовски. Они делают громадную работу, собирая со всей страны настоящее, доброе кино. Фестиваль основан не на «красных дорожках», не на шоу, не на фейерверках, не на звёздах, а на любви к светлому, духовному кино. Здесь именно такие документальные фильмы. Наверное, потому что они - о народе. А я люблю русский народ. Считаю себя частью этого народа, этой культуры. Я бы хотела такой же фестиваль делать. Дважды, в прошлом и позапрошлом году, я сама проводила фестиваль короткометражного кино «Сезон любви». Он проходил в Дзержинском, под Москвой. Сейчас мы меняем адрес. Мне хочется на фестивале не бурлеска, не демонстрации красивых туалетов гламурных дам, не песен со сцены, а серьёзного разговора о кино, показа хороших фильмов, обмена мнениями. Кроме того, хочется поддержать молодых кинематографистов. Это будет фестиваль фильмов о любви. От всего остального народ просто устал. Когда говорят про мою картину «Серафима Прекрасная», люди радуются и улыбаются! Её помнят до сих пор, хотя вышла восемь лет назад. Высочайшие рейтинги. Премия «ТЭФИ» за неё - и у меня, и у исполнительницы главной роли Кати Порубель. Это кино про человеческие судьбы и чувства, про вечное, про силу русской женщины.
А не про убийства, кражи, продажных ментов и прочую мишуру, заполонившую кино- и телеэкран.
- Фестиваль будет отнимать много времени. А как же фильмы?
- Они никуда не денутся. Многие мои новые проекты рассчитаны именно на Крым, которому вот уже двенадцать лет принадлежит моё сердце.
Я люблю Феодосию, как живого человека. Коктебель люблю. Там живёт замечательный человек Андрей Дементьев, известный киновед и кинокритик, Наташа Туркия, его жена, прелестная художница. Это мои хорошие друзья. Их сын Миша - актёр, сыграл у меня в «Трёх королевах», в «Единственном грехе», в «Сезоне любви».
А вообще мои крымские друзья - не обязательно киношные люди. Просто очень хорошие. И мы всегда на связи. Они поддерживают меня в трудный час, пишут, звонят. И всегда ждут. Это прекрасно!
- У вас есть любимые артисты?
- Все, кто у меня снимается, - любимые! Я часто возвращаюсь к одним и тем же людям, очень талантливым и многообразным. Николай Добрынин сыграл в восьми моих картинах. И Леночка Захарова в восьми. Люба Руденко, Оля Хохлова, Андрей Егоров, Алевтина и Анастасия Добрынины (Настя - это Серафима в детстве), Фархад Махмудов, Валерий Иваков, Алексей Секирин - я могу долго перечислять. Это мои прекрасные друзья и отличные артисты. У меня плохие, по счастью, не снимаются.

Досье

Каринэ Фолиянц - российский кинорежиссёр, сценарист, писательница, член Союза кинематографистов, лауреат национальной телевизионной премии ТЭФИ-2011, кандидат искусствоведения. Окончила с красным дипломом сценарный факультет ВГИКа в 1994 году. За дипломную работу - полнометражный фильм «Ноктюрн для барабана и мотоцикла» - была номинирована на премию «Зелёное Яблоко. Золотой листок», учреждённую для молодых кинематографистов. Большой популярностью у зрителей пользуются её многосерийные картины, показанные Первым каналом, - «Серафима прекрасная», «Жених», «Единственный мой грех», «Два цвета страсти», «Сезон любви», «Три королевы». Десять фильмов сняты в Феодосии.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.