«Я ему рассказала, как матом ругаться!»

26 Апрель 2019 1122
Мария Григорьевна из Марфовки лучше любого философа. Она рассказывает о своей жизни так, что за ней хочется записывать.
Мария Григорьевна из Марфовки лучше любого философа. Она рассказывает о своей жизни так, что за ней хочется записывать.

Ленинский район - уникальный во всём. Он самый большой на полуострове, его омывают два моря: Чёрное и Азовское. Бесконечные пляжи и тёплое море, запасы лечебной голубой глины, крепкие соляные растворы Сиваша. Более 1500 скифских курганов, десятки городищ и древних поселений. Говорить о районе можно бесконечно. Это жемчужина нашего полуострова. Которая пока валяется в куче мусора и хлама.

«Напишите Путину!»

Весь Ленинский район - пример того, как человек, существо глупое и недальновидное, не видит богатства под своими ногами. Мы смотрим по сторонам, хотим, чтобы было, как у соседа, не понимая, что у нас-то намного лучше. Ленинский район - особенная часть полуострова. Такого количества красивых пейзажей, пляжей, исторических памятников нет нигде больше. И всё это заброшено, забыто.
Причина отчасти в том, что при Украине Ленинский район был тупиком. После того как была построена и сдана автомобильная часть Крымского моста, жизнь здесь закипела. Летом по трассе удаётся ехать 40-60 км/ч. Из-за плотного потока машин быстрее никак. Но туристы, хлынувшие на полуостров через Керчь и Ленинский район, наверняка, пребывают в лёгком шоке. Если Крым отстал от материка на 25 лет, то Керченский полуостров - на все 125, так как при СССР здесь жизнь кипела.
Простой пример - село Марфовка. От трассы «Таврида» до него не больше 15-20 минут на машине. Казалось бы, совсем рядом. Вокруг красивые озёра, великолепные просторы, усыпанные сейчас тюльпанами Шренка. Но в Марфовке всё иначе.
Раньше это село называлось Давут Эли. Находится оно в самом сердце Керченского полуострова, в 25 км от районного центра пгт Ленино. Живёт тут около 1200 человек. По официальным данным, село возникло примерно в 30-х годах XIX века, но рядом были найдены остатки поселения эпохи поздней бронзы и античных поселений IV-III веков до нашей эры. При Украине это было обычное село, теперь - приграничное.
И далеко не все этому рады.
Сейчас по Марфовке будто война прошла. Так говорят местные жители, не стесняясь в выражениях. Варвара Ивановна и Алексей Николаевич встречают нас у калитки одного из домов. И с ходу начинают просить написать самому президенту.
- Напиши ему, пожалуйста, чтобы у нас тут не стреляли, - просит Варвара Ивановна. - Они у нас постоянно бахают, военные эти. И танки ездят, и машины их военные, от дороги и следа не осталось. И днём, и ночью стреляют так, что стёкла дребезжат, ужас какой-то.
У некоторых в домах трещины пошли по стенам.
Алексей Николаевич добавляет, что после 2014 года все верили в хорошее. Изменения в лучшую сторону произошли, но их мало. Разве что бордюры новые положили, а вот сами дороги… Между домами по сельским улицам ехать приходится на первой передаче - быстрее никак. Дорога в само село от трассы - ямы, ухабы, провалы.
- Вы ещё напишите, что у нас медпомощи тут нет никакой, мы в больницу едем в Керчь или в Ленино, - добавляет Варвара Ивановна. - Если «скорую помощь» нужно вызвать, приходится ждать долго. Можно на машине, это стоит 1000 рублей, только тогда довезут. Маршрутка у нас ходит утром, в семь утра в Керчь и в четыре дня - назад. Всё.
Селяне добавляют, что военные тут были всегда. При Леониде Кучме даже американцы высаживались недалеко от Марфовки. Этого президента Украины тут вспоминают очень злым и очень недобрым словом. Говорят, что при нём разобрали совхоз, в котором были тысячи голов скота. И давно уже здесь всё частное.
Эти слова подтверждает и Мария Григорьевна. Разговаривает она с чудесным украинским акцентом, её хочется слушать часами.
- С Украины я сюда приехала, сама удрала от мужа, к брату сначала в Семисотку, потом сюда, - вспоминает Мария Григорьевна. - Узнала, что в Марфовке строители нужны, приехала, меня баба Поля встретила хорошо, ночевать к себе пустила. Мы не знакомы были, но она как-то так по-доброму ко мне отнеслась. Я тут второй раз замуж вышла. Надо ж замуж выходить всё-таки.
Мария Григорьевна работала дояркой сначала, потом ветврачом, а после в магазин устроилась. Но там ей не понравилось. После стала бригадиром овцеводческой фермы. И в один из дней начальник её стал ругать матом, а Мария Григорьевна ему ответила: «Ты ж матом ругаться не умеешь, сейчас я тебя научу». После этого её уволили, не оценили красноречие.
Пенсионерка тоже жалуется на военных. Говорит, что так стреляют, что «дома валятся». Вода в селе есть не везде. Одним провели, другим возят бочками по 300 рублей за три куба.
- Нам бы человека такого, чтобы командовал «парадом», нет у нас такого, - вздыхает Мария Григорьевна. - Алкаши одни, а надо, чтобы всем управлял. Тогда и порядок будет.

История в мусоре

Если от Марфовки ехать в сторону Керчи через мыс Опук и Тобечикское озеро, то можно попасть в село Набережное. Расположено оно между красивым солёным озером и Чёрным морем. Это место уникально не только своей локацией, но и историей. В селе Набережное, если верить справочникам, когда-то было древнее городище Акра. Его большая часть расположена под водой. Только западный участок выходит на сушу примерно на 20 метров, но и об этом догадаться достаточно сложно.
Местный житель по имени Сергей нам показал только осколки амфор, провёл рукой в сторону моря и сказал, что городище там, под водой. А вокруг был только мусор. Много разного бытового мусора, который, хочется верить, уберут к началу курортного сезона.
Жизнь в Набережном мало чем отличается от Марфовки. Местная жительница Лидия Сергеевна рассказала, что воды тут тоже нет - только привозная. За три куба платят 500 рублей. Она объяснила такую цену тем, что водителю не дают деньги на бензин, всё приходится оплачивать селянам. Газа в селе нет. Освещения на улицах - тоже. Вот такое село с богатой историей и городищем времён Боспорского царства…
Сама Лидия Сергеевна, кстати, про Акру ничего не знает. Говорит, что в своё время село было востребованным у туристов благодаря Тобечикскому озеру, расположенному рядом. Его грязи считались лечебными, почти волшебными. До сих пор многие приезжают летом, обмазываются с ног до головы, проходят несколько десятков метров и окунаются в Чёрное море с другой стороны узкой полоски суши.
Намного больше о селе знает Олег. Он приехал сюда ещё при Украине и сразу полюбил это место. Олег рассказывает, что села до войны не было вовсе. Его строили уже в 1947 году для рыбаков. До революции тут находился дом богатого помещика, по происхождению немца. Потом рядом с селом добывали бельгийскую руду, грузили на баржу. В домиках жило много рабочих. Но теперь от этих построек почти ничего не осталось.
- Мне тут нравится потому, что много животных и птиц, очень красиво, - говорит Олег. - У помещика тут был парк, фонтаны, сейчас, конечно, этого нет ничего. Но зато античные раскопки недалеко, грязевые вулканы.
Житель Набережного сообщает и другую интересную деталь. В селе давно работает детский лагерь «Бригантина». Ещё при СССР его хотели расширить, начали рыть котлован под здания, а нашли могильник городища Акра.
Олег утверждает, что к лету в селе наведут порядок. Уберут мусор с пляжа, почистят детский лагерь. Но в другое время жизнь в селе замирает. Сельское хозяйство тут особо не развито, после развала СССР его так и не восстановили даже вполовину, впрочем, как и в других районах Крыма.
Уезжая из Набережного, мы с грустью смотрим на великолепное Тобечикское озеро. На Чёрное море, в котором под мусором спрятано древнее городище. На пустые поля и убитые дороги. Ленинский район - это словно золотая жила полуострова, которую упорно заваливают хламом…

Статистика

Ленинский район (центр - пгт Ленино) расположен в восточной части Крыма и занимает большую часть Керченского полуострова, что составляет 11,2% от общей территории республики. Средневековая крепость Арабат, античные городища Илурат и Киммерик входят в перечень объектов культурного наследия национального значения. Глазовское воинское мемориальное кладбище, на котором покоятся свыше 5000 советских воинов, в том числе 7 Героев Советского Союза, не имеет аналогов в сельской местности в Крыму. Заповедниками общегосударственного значения объявлены Опукский и Казантипский заповедники. Одними из бесценных сокровищ Керченского полуострова считаются уникальные целебные грязи. Район богат месторождениями минеральных вод различного типа, некоторые не имеют аналогов.

Чуть дальше, под водой, укрыто водорослями и людским безразличием древнее городище.


Фото автора.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.