Просто делай, что должен

Несколько вечных русских вопросов

28 Март 2019 1791
В. М. Васнецов. «Витязь на распутье».
В. М. Васнецов. «Витязь на распутье».

«Крымская весна» открыла новую страницу в истории России. Если непредвзято оценить все достижения прошедшей «пятилетки», отрицать это просто невозможно. В последние дни стало очевидно, что и в отношении к бывшей «братской» Украине происходят серьёзные изменения. Не заглядывая на шаг вперёд (всё равно скоро увидим), зададимся вопросом - а что дальше? Каков он, наш Русский мир? И как возвращать в его пределы разбазаренные в смутное «рыночное» время страны и народы, одурманенные разными дозами «незалежности» и сказками западных маркетологов о мифической «демократии»? И надо ли?

Переоценка ценностей идёт полным ходом и в российском обществе. Сходят с уютного пьедестала пророки «святых» 90-х. Вот уехал к дочери в Нью-Йорк подзабытый, но отнюдь не доведённый до нищеты «режимом» заслуженный деятель искусств РФ: «Мне могут только завидовать люди, которые не в состоянии отсюда уехать. И мне жалко тех, кто остаётся». Вот ностальгирует об украинской разрухе в Крыму бывшая звезда федеральных каналов и надеется, что «Российская Федерация, в конце концов, начнёт трещать по швам и разваливаться, и возникнут несколько государств». Спасибо за честность. Не возвращайтесь.
Есть среди них те, кто уехал, немало и тех, кто продолжает произносить «мы здесь власть» небезосновательно. Но властителями дум они больше не являются. А что взамен?
Беззастенчиво, но малоэффективно эксплуатирующая запрос на левую идею когорта «вместокрасных» предлагает всё то же «до основанья, а затем…». И когда эти люди предлагают «голосовать за Сталина», попутно с чувством глубокого удовлетворения одобряя передачу мандата нобелевского лауреата Жореса Алфёрова подмосковному олигарху, никаких других характеристик их идейного состояния более не требуется. Всё слишком очевидно. Ни условные «либералы», ни стремящиеся занять высвобождающуюся нишу «вместобелые» и «вместокрасные» патриотами не являются и рассматривают Отечество лишь в качестве инструмента достижения собственных целей. В этом они едины. И неудивительно, что весь их «патриотический» пафос уходит на беспощадное охаивание нынешней России и восхваление преданных и обрушенных высшими сановниками Российской Империи и СССР. Будущего в «этой стране» они для себя не видят.
Прошедшие по пути обретения своей идентичности страны Балтии избавились от промышленного производства и собственной энергетики, а также излишков населения и, обретя европейское признание, вступив в ЕС и НАТО, дошли до своего логического финала - стали снова Курляндией, Лифляндией, Эстляндией... Украина, пройдя путём Мазепы, Петлюры, Бандеры, попыталась с максимально возможной точностью воспроизвести у себя порядки периода гитлеровской оккупации. Вот по части прославления нацистов и их пособников почти все «младоевропейцы» трогательно единодушны. Тем же путём готовятся пойти и братья-белорусы. Как иначе им объяснить себе, почему они больше не русские? Отсюда же и казахская латиница, которую вследствие очевидной непригодности, возможно, придётся менять на байхуавэнь. История беспощадна - если мы не предлагаем объединительного проекта, предложит кто-то другой. Понятно, что национальной идеи политтехнологам не закажешь. Но всё-таки, чего мы ждём? От «братьев» и от себя самих?
«Какая же сила излечит нас от постигшего недуга и, упразднив в нём всё, искажающее наш народный облик, обратит и эту болезнь к росту, как обратила уже татарское данничество и закрепощение народа? И прямое действие власти, и сила слова кажутся нам для сего недостаточными. Оскудение духа может излечиться только поднятием и возбуждением духа, которое заставило бы встрепенуться все слои русского общества, привело бы их в живое общение, восполнило бы недостаток его там, где он иссякает в подражательности и слепом благоговении перед чуждыми идеалами, из того сокрытого родника, откуда он не раз бил полноводным ключом, как во дни Минина, и начинал бить в более близкие к нам годины испытаний 1812 и 1863 годов, - писал во второй половине XIX века великий русский мыслитель Николай Данилевский. - Совершить это в силе только суровая школа событий, только грозный опыт истории».
Что касается истории, то её уроки, посвящённые 750-летию Золотой Орды, пройдут скоро в школах Татарстана. «Педагогам предлагается опираться на вызвавшее широкий резонанс издание «Золотая Орда в мировой истории», в котором, в частности, отрицается победа русских воинов в Куликовской битве», - сообщает «Вечерняя Казань», напоминая, что несколько лет назад было объявлено о необходимости исключить из учебников нетолерантное понятие «татаро-монгольское иго», заменив на «зависимость от Золотой Орды». Союз татарской молодёжи «Азатлык» объявил 2019 год «Годом Золотой Орды», которая, как следует из заявления организации, «стала той колыбелью, где сформировались многие нынешние тюркские народы»...
Вот только на нынешнем этапе истории трёх веков на самоосознание у нас, скорее всего, не будет. И глядя на тот былинный камень, полустёртые надписи можно уже не читать: налево сходили в 1917-м, направо - в 1991-м, а назад дороги нет. Значит, просто делай, что должен.

Николай ФИЛИППОВ.