Наша чужая земля

Как на полуострове защищают заповедники

12 Январь 2019 983
Аркадий Милованов.
Аркадий Милованов.

После 2014 года в Крыму появились особо охраняемые природные территории (ООПТ). Цель их создания - сберечь природу полуострова, защитить её от застройки и шалманов. Однако всё не так просто. Многие туристы перестают посещать ООПТ из-за жёстких требований экологов. Мы поговорили с одним из бывших сотрудников ГАУ РК «Управление особо охраняемыми территориями Республики Крым» (ГАУ РК «УООПТ РК») Аркадием Миловановым, чтобы выяснить, насколько оправдано создание подобных территорий, и есть ли объективная польза от такой организации.

- Этим летом было много разговоров о Тихой бухте в Коктебеле, в которой отдыхающие жаловались на суровые требования сотрудников Минэкологии Крыма. Почему произошёл конфликт?

- На Украине водоохранная зона составляет два километра, но никто это никогда не соблюдал. В России всего 500 метров, и эту норму соблюдают со всей строгостью. Но опять же нельзя забывать о том, что все требования выполняют сотрудники. Например, как это было в Тихой бухте в Коктебеле. Там отдыхающих встречал сотрудник ГАУ РК «УООПТ РК» чуть ли не в бронежилете с таким видом, что у него прямая связь с Кремлём. Обычно разговор происходил так, что вы должны оставить автомобиль на неохраняемой стоянке, за которую никто не несёт ответственность: ни ГАУ, ни ГИБДД. Причём не в 500, а в 800 метрах от берега. Отдыхающие должны, получается, тащить до берега свои пожитки, начиная от личных вещей и заканчивая питьевой водой. Но и у берега они не могут поставить палатку, так как нельзя вытаптывать траву, угрожать насекомым. Поэтому были заказаны деревянные паллеты, которые отдыхающие должны были использовать за смешные деньги - 300 рублей в сутки. Но с другой стороны, с какой стати они должны были так делать? В итоге отдыхающие использовали их на дрова.
Другая проблема Тихой бухты была в пресной воде.
И это характерно для всех особо охраняемых природных территорий полуострова. Представьте, как мужчины должны были нести эти 800 метров по 10-15 пятилитровых бутылей в сутки.
И это ещё не всё. Сотрудники ГАУ составляли протоколы на нарушителей, которые всё же проезжали дальше этих 800 метров, то есть ближе к морю. Люди отдохнули в Крыму, уехали домой в Санкт-Петербург, а там получили штраф на 5000 рублей. Хотя многие привыкли просто заезжать и отдыхать.
Потом в Тихой бухте выкопали противотанковые рвы. Отдыхающие были, в основном, интеллигентными людьми, а они любят бороться против чего-то. Некоторые ложились под трактор. Конфликт в итоге привёл к тому, что многие уехали и в будущем году не вернутся в Крым.
Так мы можем разогнать всех отдыхающих. Разумнее, например, официально создать автокемпинг в той же Тихой бухте. Тогда все будут довольны.

- А как обстоят дела в других заповедниках? Удаётся ли благодаря статусу ООПТ защитить нашу землю от застройки, карьеров, большого количества туристов, которые постоянно мусорят?

- Например, по Караларскому парку рядом с Керчью ездят грузовики. По античным городищам, по скифским могилам, по засыпанным археологами ямам с черепками амфор. Причина - добыча песка и щебня. И остановить это невозможно, рядом с заповедником расположены карьеры, которые принадлежат влиятельным людям полуострова.
А какой ужас происходит на территории Сасык-Сиваша? Вы видели, в каких масштабах там добывается песок? Пресная вода становится слегка солёной. И она будет портиться дальше, в частности и потому, что дамба между пресной и солёной частями озера разрушается. Если она исчезнет, мы потеряем уникальное место на полуострове, вода превратится в зловонную жижу. Чинить дамбу никто не хочет, всем интересна только добыча песка.
За 10-15 лет мы можем лишиться той воды, которая у нас есть. И даже раньше мы можем лишиться озера Сасык. Как только дамбу прорвёт, о нём можно будет забыть. Пресная часть не так важна - лебеди всегда найдут, где зимовать. Но гибель микроорганизмов в солёной части будет катастрофой. И, поверьте, у нас столько добыто песка и щебня, что его продают направо и налево. Нет необходимости в таком количестве карьеров. Но всё решают деньги.

- Получается, что статус ООПТ не спасает от разбазаривания крымской земли? Так может дойти до того, что в заповедниках начнут строить коттеджи.

- К сожалению, в России после 2012 года, когда было принято несколько постановлений, ухудшилось положение заповедников. Многие из них преобразуются в национальные парки, в которых даже возможно рекреационное строительство. Всегда есть желающие, готовые заработать на природных феноменах. Но если говорить именно о нашем полуострове, то создание ГАУ РК «УООПТ РК» предусматривало создание платного экологического туризма. Для этого нужна внутренняя транспортная сеть, например, квадроциклы. Кстати, они не так опасны, как лошади. Конные прогулки представляют более серьёзную угрозу. Также планировалось, что появятся домики для отдыха и туалеты. С этой целью увеличиваются площади хозяйственных зон на территории ООПТ. Но это не значит, что всё будет плохо. Нужно смотреть, анализировать происходящее. Возможно, где-то удастся создать хорошие условия для отдыха и при этом сберечь природу.

- И защитить её от самих крымчан, гостей полуострова. Далеко не все бережно относятся к нашей природе.

- Совершенно верно.
Я часто бывал на субботниках на Плачущей скале под Симферополем. Обычно нас встречал не очень трезвый мужчина, который всячески показывал своё радушие, но при этом быстро прятал бензопилу. Потом он раздавал мешки для мусора. Мы выковыривали из скалы пластиковые бутылки, другой мусор, собирали его, наводили порядок. А потом спрашивали, как идёт торговля дровами.
И с каждым годом деревьев становилось всё меньше. Я часто повторял, что нельзя брать на работу местных жителей из сёл, лучше из других частей Крыма, чтобы не продавал никто дрова своим же. Хорошо, что того лесоруба всё же поймали, ГАУ приняло меры.
Но появление урны и лавочки - это сигнал к свинячеству. Человек чувствует, что тут можно гадить. Дикая природа вызывает другие чувства, что-то в душах просыпается у людей. Жаль, что не у всех.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.