Параллели и перспективы

С чем к нам пришёл 2019-й

10 Январь 2019 2409
А четвёртому не бывать!
А четвёртому не бывать!

Наступивший год не обещает быть легче прошедшего. Коротко говоря, грядут перемены, а это всегда тяжело. И тот факт, что мир вокруг нас тоже меняется и тоже довольно мучительно, вряд ли может служить утешением. Но такая уж судьба у русского народа - демонстрировать чудеса выдержки на перекрёстках истории. Да и саму историю творить. Прежний порядок мироустройства медленно, но неумолимо уходит в прошлое.

США переживают свой вариант позднего СССР и стоят на пороге больших перемен. Нет, кофе и мыло с прилавков не исчезли, но проблемы, с которыми страна-гегемон встречает 2019 год с позднесоветскими и раннедемократическими вполне сравнимы. Тут и знакомые до оскомины конфликты между ветвями власти, и сенсационные разоблачения, и хроническое недофинансирование государственных институций и программ… До американского варианта ГКЧП дело пока не дошло, но чрезвычайным положением уже попахивает.
«Предлогом (а это именно предлог) возможного введения чрезвычайного положения стал конфликт вокруг так называемой стены Трампа на границе с Мексикой, которую он сам сделал едва ли не самым главным элементом своей президентской программы. «Стена Трампа» - это, с одной стороны, вполне практичный способ защиты от нелегальных мигрантов, которые так сильно раздражают избирателей, голосовавших за республиканского кандидата, а с другой - наглядный символ того, что президент Соединённых Штатов не предал своих избирателей после триумфального въезда в Белый дом, - считает политический аналитик Иван Данилов. - Цена «стены Трампа» в долларах - всего 5,6 миллиарда, что для американского федерального бюджета является мелочью. С учётом того, что администрация Трампа уже и так увеличила госдолг Соединённых Штатов на 1,9 триллиона долларов за два года, ясно, что вопрос вообще не имеет отношения к финансам. Проблема в следующем: если стена действительно будет построена, то она, скорее всего, действительно станет довольно эффективным методом ограничения нелегальной миграции. Это будет большой политической победой для президента, но не только. Сокращение нелегальной миграции (а в Штатах сейчас, по самым консервативным оценкам, около десяти миллионов нелегалов) - это ещё и серьёзное ограничение возможностей увеличения электората Демократической партии, которая рассчитывает на проведение очередной массовой «амнистии нелегалов». Более того, республиканцы опасаются, что «нелегалы» уже вовсю голосуют на американских выборах…». Вот оно как. Что до строительства стены на границе, то где-то подобное уже было. Помните, да?
Страны ЕС в наступившем году ждут выборы в Европарламент. Сама по себе эта процедура давно стала рутинной, бюрократической и довольно скучной. Однако на этот раз присутствует некоторое подобие интриги: до сих пор неизвестно количество депутатов от каждой страны - в связи с подвисшим выходом-невыходом Великобритании (Brexit) и объединение усилий потрясателями устоев - хорошо нам знакомыми Маттео Сальвини и Марин Ле Пен. Войти в объединение выразили намерение и представители «Альтернативы для Германии». Популярность евроскептиков в последнее время заметно выросла (вице-премьерство Сальвини - тому одно из свидетельств), так что будет интересно. «Интересные расклады. Нынешние рейтинги показывают, что евроскептики по итогам грядущих выборов в Европарламент теоретически могут претендовать на создание второй по численности фракции. А то и первой - до 1-го места сейчас им не хватает всего 17 кресел. Было бы забавно, если бы на лидерство в ЕП претендовали представители сил, мечтающих развалить ЕС», - отмечает политолог Владимир Корнилов. Но Европарламент - всего лишь идеологическая ширма для наднациональных бюрократов из Еврокомиссии, действительно определяющей политику ЕС. Однако голоса евроскептиков, вероятно, станут в этом году, хоть и не весомее, но, по крайней мере, слышнее.
Во Франции продолжаются майданные гуляния «жёлтых жилетов». Классика майдана - требования растут, власти, впрочем, в отличие от украинских, полицию так жёстко не ограничивают. Количество жертв с обеих сторон впечатляет, но это не революция. За что это всё Макрону, мы уже рассказывали. А насколько это всё здорово, спросите у главы Феодосийской горадминистрации, сумевшего ещё до начала новогодних праздников увидеть Париж и уцелеть.
Канцлер Германии Ангела Меркель выбрала себе преемника вполне в духе нынешней политики мультикультурализма - о нём мало известно, кроме принадлежности к меньшинствам, давно подмявшим под себя большинство обитателей Западной Европы. Вероятно, и судьба «Северного потока-2», как и украинского транзита, окончательно решится в наступившем году. А Минским соглашениям по-прежнему нет альтернативы. Её и не будет до президентских выборов в Киеве, если, конечно, Вашингтонский обком не сыграет ва-банк. Последнее трудноосуществимо, ибо, как гласит украинская пословица, «два украинца= партизанский отряд, три украинца = партизанский отряд с предателем». И судя по тому, как воюют ВСУ, это не слишком большое преувеличение.
О том, что собой представляла «зрадоперемога» с выставлением недоподписанного томоса в Киеве, написано уже немало. «Патриарх Константинопольский, не консультируясь ни с кем, вероятно, в согласии с некоторыми другими силами этого мира, принял катастрофическое решение. Таким образом, раскол на Украине будет узаконен и продлён», - прокомментировал случившееся патриарх Сербский Ириней. «Много раз за историю церковной проповеди правители и властители пытались создавать свою «церковь», но каждый раз их замысел терпел неудачу», - напомнил в своём Рождественском послании глава Одесской епархии Украинской православной церкви митрополит Агафангел.
А от себя добавим, что поскольку «вселенский» патриарх Варфоломей показал на склоне лет свою приверженность мирской политической конъюнктуре и суетным страстям, Константинополь, как духовный символ, навсегда уходит в историю. Остаётся вполне современный Стамбул.
Теперь формула «Москва - Третий Рим» больше не фигура речи, но реальность и великое испытание для всей исторической Руси. «Третий Рим - не прихоть России, но её судьба. А четвёртому действительно не бывать, ибо больше нет потенциальных наследников универсалистского православного царства, - считает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. - Если Россия не справится, то в судьбе европейского имперского проекта, стартовавшего при Октавиане Августе, будет поставлена точка. Тогда из универсалистских империй останется только Китай, но это совершенно другая история».
Нас с вами в 2019-м поджидает испытание попроще - на гражданскую зрелость. Выборы станут одновременно и оценкой действующей власти, и своеобразным тестом - как для тех, кто выбирает, так и для тех, кого станут выбирать.

Николай ФИЛИППОВ.