Не вышло сбыть с рук

10 Декабрь 2019 715
Минимальная сумма, которую придётся вложить в здание бывшего института, - 732 млн. руб. Неудивительно, что желающих сделать это не нашлось.
Минимальная сумма, которую придётся вложить в здание бывшего института, - 732 млн. руб. Неудивительно, что желающих сделать это не нашлось. Фото Александра КАДНИКОВА.

Власти Крыма не смогли с первого раза продать здание бывшего института минеральных ресурсов на проспекте Кирова в Симферополе. Торги признаны несостоявшимися. Почему достойный внимания объект не нашёл покупателя? И что теперь ждёт невостребованный лот?

Что станет с непривлекательным для бизнеса объектом?

Здание, расположенное недалеко от симферопольского Детского парка, площадью 3405 квадратных метров, а также семь подсобных помещений были выставлены на торги единым лотом. Вместе со строением продаётся земельный участок площадью 5000 «квадратов». Заявки на участие в аукционе принимались до 5 декабря, а сами торги были запланированы на 9 декабря.
Напомним: здание бывшего института минеральных ресурсов имеет не только стоимость в денежном эквиваленте, но и существенную архитектурную и историческую ценность. Оно было построено почти 60 лет назад. Сначала здесь размещалась научно-исследовательская база, а после - институт минеральных ресурсов, в котором работало больше 600 учёных, инженеров и техников. Специалисты занимались поиском месторождений твёрдых полезных ископаемых, проводили оценку загрязнения и изменения химического состава вод, гидрологических землетрясений. Институт был ликвидирован ещё при Украине - в 2012 году. Тогда же отсюда вывезли всё ценное: мебель, оборудование, документы, книги. Срезали даже металлические конструкции, за которые можно было что-нибудь выручить, в том числе батареи центрального отопления. С тех пор брошенное строение пустует и, разумеется, стремительно ветшает.
Летом 2014 года крымское правительство намеревалось передать здание бывшего института в безвозмездное пользование Управлению делами президента РФ для размещения аппарата полномочного представителя главы государства в КФО. Однако помещения так и остались пустыми. Возможно, в связи с необходимостью капитального, а значит, очень дорогостоящего ремонта.
Сейчас здание находится в государственной собственности, а присматривать за ним поручено госучреждению «Распорядительная дирекция имущества республики» - организации, подведомственной Министерству имущественных и земельных отношений РК. Наконец, в этом году крымский парламент принял резонансное решение об отчуждении объекта из государственной собственности, а правительство республики согласовало его продажу. В итоге трёхэтажное здание было выставлено на торги со стартовой стоимостью 232 млн. рублей.
- Здание действительно великолепное и расположено в прекрасном месте, - комментирует глава Комитета Государственного Cовета РК по имущественным и земельным отношениям Евгения Добрыня. - Но чтобы привести его в порядок, придётся отложить строительство детских садов или других социальных объектов. Даже в таком состоянии, как сейчас, оно требует расхода бюджетных средств на охрану.
Однако в итоге продажа объекта так и не состоялась. Более того, как указано на официальной площадке для размещения информации о проведении аукциона, торги пришлось отменить вовсе - «в связи с отсутствием допущенных участников». Иными словами, желающих купить здание не нашлось.
В сущности, такое развитие событий было вполне предсказуемым. Только по предварительным оценкам Минимущества, ремонт здания обойдётся потенциальному покупателю в 500 млн. рублей. Кроме того, приватизация предусматривает важное обременительное условие: запрет на использование лота для любых целей, кроме просветительских и образовательных. Кому интересно покупать дорогостоящий объект и вкладываться в ремонт, если нет возможности на нём зарабатывать?
Таким образом, теперь дальнейшая судьба здания может развиваться по одному из двух очевидных сценариев. Первый - крымские власти снимут ограничения по использованию лота, иначе покупатели вряд ли найдутся: представители бизнеса сейчас не очень-то стремятся инвестировать в образование и науку. Второй сценарий - здание всё-таки обретёт частного собственника, который, чтобы получать от покупки доходы, а не нести убытки, доведёт объект до состояния аварийности и получит право на его снос. Что скрывать: в качестве земельного участка для дальнейшей застройки бывший институт представляет собой куда больший интерес для потенциального покупателя, чем обветшалое здание. Кроме того, никаких юридических преград для сноса фактически нет, поскольку объект не включён в реестр культурного или архитектурного наследия.
- Я бы сказал, что существует и третий сценарий развития событий, - говорит экономист Михаил Слаповский. - Городская общественность предлагала крымскому правительству передать здание бывшего института минресурсов Крымскому федеральному университету. Тогда вуз мог бы освободить помещения двух детских садов - на улицах Железнодорожная, 10, и Киевской, 116-б, где сейчас размещаются два его колледжа. Таким образом город получил бы необходимые ему садики, казна сэкономила бы на строительстве новых, а здание бывшего института использовалось бы по предусмот­ренному властями назначению - для научных и образовательных целей. Но, увы, насколько я знаю, в правительстве на инициативу ответили отказом.

Елена ЮМАНОВА.