Как ледокол всемирно известным стал

19 Ноябрь 2019 515
Вид сверху на двигатель. Под зелёными вставками - сердце ледокола.
Вид сверху на двигатель. Под зелёными вставками - сердце ледокола. Фото автора.

На набережной лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге есть, на что посмотреть. Например, на всемирно известный ледокол «Красин», который из ледяной западни спас участников арктической экспедиции дирижабля «Италия».

Нам, жителям солнечного полуострова, трудно представить, каково это - оказаться во льдах посреди холодного моря. Но питерцы и сами привыкшие к морозам, и ледоколы в этом городе строились всегда. Один из них - «Красин». Он спас экспедицию исследователя Арктики Умберто Нобиле и тем самым навсегда стал частью истории.
Уже довольно давно ледокол стоит на месте, походы больше не для него. Теперь это музей, на который может попасть каждый. Главное его достоинство - в нём тепло. После прогулки по промозглому осеннему Питеру оказаться в натопленных коридорах и каютах - ни с чем не сравнимое удовольствие.
Путешествие по условно парадной части корабля интересно и познавательно. Вы увидите, в каких условиях жил офицерский состав во время долгих походов. Скажем сразу, сильно они не страдали. Это не подводная лодка, на которой хоть бы ноги удалось вытянуть. Сможете сделать фотографию за штурвалом ледокола, изучить различное оборудование для походов.
Пока вы будете гулять по ледоколу, представьте, что он не стоит на месте, а идёт спасать Умберто Нобиле. В мае 1928 года дирижабль «Италия» отправился в свой последний полёт. Погода резко испортилась, высадка была невозможна. В сложных погодных условиях Нобиле не удалось удержать уже неисправный дирижабль - он ударился об лёд. После крушения сам командир и ещё восемь членов экипажа остались живы. Выброшенные на лёд, они оказались одни посреди холода. Дирижабль унесло с оставшимися людьми, которые до сих пор считаются пропавшими без вести.
После официального обращения Италии наша страна отправила на спасение экспедиции ледокол «Красин» и пароход «Малыгин». Рано утром 12 июля 1928 года ледокол «Красин» обнаружил двух из трёх полярников, самостоятельно ушедших за помощью - Филиппо Цаппи и Адальберто Мариано, они были подняты на борт. Ближе к вечеру «Красину» удалось добраться и до лагеря, где были пять последних членов этой экспедиции - штурман Альфреду Вильери, физик Франтишек Бегоунек, инженер Феличе Трояни, механик Натале Чечоне и радист Джузеппе Бьяджи. Советский ледокол прославил своё доброе имя на весь мир.
Теперь рассмотреть этот легендарный корабль можно как снаружи, так и изнутри. Появились экскурсии в машинное отделение «Красина». И это лучший вариант для мальчишек всех возрастов. В машинном отделении вам покажут паровые машины немецкого производства. Также туристы могут увидеть турбогенераторы. Их установили в 1972 году, после чего «Красин» был переквалифицирован из ледокола в научно-исследовательское судно и использовался Министерством геологии СССР.
Заслуживает внимания и опреснительная машина, корпус которой был сохранён ещё со времени постройки корабля. Здесь можно увидеть стенд, посвящённый одному из основных технических помещений корабля - кочегарке. За смену кочегар должен был перетащить около 20 тонн угля. При этом у каждого была своя лопата, оптимально подходившая для работы.
Но всё это лучше один раз увидеть. Огромные механизмы, рассказ о них впечатляет. Главное, понимаешь, что даже сто лет назад наша страна делала уникальные суда, которыми мы можем гордиться до сих пор.

На корабле должны были уметь чинить всё, что сломалось. И инструменты тут были внушительных размеров.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.