«В Крым нужно вкладывать деньги»

7 Август 2019 131

Побережье Тарханкутского полуострова популярно у туристов. Песчаные пляжи, чистая морская вода, целебный воздух. Но уровень сервиса оставляет желать лучшего. Часто можно оказаться в хибаре за 1500-2500 рублей за ночь без необходимых удобств. Но именно здесь по итогам курортного сезона-2018 один из пляжей Оленевки был признан лучшим в Черноморском районе. Мы поговорили с его директором, Олегом Михайловичем БУДНИКОМ, о том, почему он вкладывает деньги в развитие туризма в родной Оленевке, насколько это выгодно и почему так не делают другие.

- Почему у вас возникла идея сделать такой пляж в Оленевке? Не построить магазин или очередной отель, а вложить деньги, по сути, в песок и воду.

- Это была не совсем стандартная ситуация. У меня на берегу у моря есть кафе, которое расположено так, чтобы гости могли увидеть море, закаты, чтобы был красивый вид.
В интерьере мы также этому следовали. Но пляж в то время возле кафе был «диким», если так можно сказать. Представьте стихийную торговлю, мусор, встречающихся людей, которые громко предлагают еду.
К тому же постоянно заезжали на машинах, было непонятное движение, ужас и только. Впечатление от вида на море было не самое лучшее, скорее, даже удручающее. Я расстраивался, думал, как это исправить. Потом возникла идея взять этот пляж в обслуживание. Я не думал об экономической целесо­образности. В приоритете было сделать так, чтобы исчез хаос, территория стала ухоженной.
Я готов был пойти на это, просто чтобы был порядок.
Когда мы приняли участие в конкурсе, я задумался и решил, что нужно сделать что-то особенное. Оказалось, что это даже экономически выгодно. Есть желание вкладывать деньги и дальше, потому что есть отдача.

- Таких пляжей, как ваш, крайне мало. Но вы говорите, что это экономически выгодно. Если это так, то почему никто не создаёт аналогичные территории для отдыха?

- Я много общаюсь с теми, кто занимается пляжами. Зачастую к этому подходят очень примитивно. В обустройство территории обычно вкладывают ровно столько, чтобы получить разрешительные документы, то есть паспорт пляжа. Это позволит его открыть. И дальше земля на пляже сдаётся в аренду, субаренду. Такой подход существует. Почему бы и нет? Он имеет право на жизнь. Но мне это неинтересно. Изначально я начал вникать в это всё, задумался над тем, что хочу получить в итоге.
Сама Оленевка прекрасна. Я очень люблю её, восхищаюсь красотой этого края. И мне хотелось дополнить то, что дала нам природа, подчеркнуть её дары.
Я считаю, что в Крыму может быть ничуть не хуже, чем на популярных мировых курортах.
У нас природа невероятная, даже лучше, чем во многих странах. Всё остальное - в наших руках.
Когда я получил пляж, то понял, что не могу относиться халатно. У меня принцип - работать от души.
И практика показывает, что так и надо. Когда вкладываешь душу, стараешься, результат тоже ощутимый. Такие проекты становятся долгосрочными. Конечно, мои затраты не окупились за 1-2 года. Это происходит позже, но и доход хороший, и приятно видеть плоды своего труда. А много тех, кто вкладывает деньги, грубо говоря, на месяц, пока туристы есть. И дальше уже ничего не важно.
Я вкладываю больше, но и объём отдачи больше. Часто бывает так, что туристы хвалят, говорят, что даже в других странах нет таких пляжей. Это показатель того, что я сделал всё правильно.

- Тем не менее мы часто слышим о пресловутом крымском сервисе, которого как бы и нет. Гостиницы, кафе - всё это или отсутствует вовсе, или не слишком достойного качества. Вы согласны с этим утверждением?

- В целом, к сожалению, согласен. Моё мнение такое - Крым избалован. Ещё со времён Советского Союза к нам ехали туристы в огромном количестве. Гости полуострова не отличались высокими запросами, можно сказать, что были не слишком требовательными. Это привело к тому, что воспитались целые поколения людей, которые не привыкли, скажем так, усложнять себе жизнь. Они всегда знали, что туристов будет много, спрос будет превышать предложение, а это значит, что не нужно сильно напрягаться.
Это касается не только сервиса, но и других аспектов.
Я много контактирую с разными людьми по работе. И непривычно, что все ленятся, не хотят трудиться. Слышу часто такие отзывы и от гостей с материка. Чтобы это изменилось, должно пройти время.

- Прошло пять лет с момента, когда мы вернулись в Россию.
И туристов хватает. Достаточно проехать в сторону Керчи - заторы на трассах, машины едут нескончаемым потоком. Получается, что туристов всё так же много, как и при СССР, а достойный уровень сервиса им никто не спешит обеспечивать.

- Когда такой спрос, то нет стимула для повышения уровня сервиса. Но давайте не забывать, что Советского Союза нет. И нет «железного занавеса», каких-либо ограничений. Мы прекрасно знаем, как работают на курортах в Турции, Египте, в Таиланде и в других странах. Туристы сейчас не такие, как при СССР. Они поездили по миру, они знают, каким должен быть уровень сервиса. Теперь их не поселить в каком-нибудь гараже у моря, мол, вот вам пляж и радуйтесь.
Есть много примеров, когда владельцы очень дешёвого жилья вовремя не сделали ремонт, не купили какую-то бытовую технику, мебель, а сейчас они без клиентов. Можно сказать, что туристы становятся избирательнее. И в таких вот условных гаражах у моря нет гостей. Пустуют шалаши за копейки.
Туристы становятся более требовательными к условиям. Я могу сказать, что в моём кемпинге одинаковым спросом пользуются очень дорогие номера и эконом-варианты. При том, что в недорогом варианте размещения есть электричество, нет проблем с водой и т. п. Но подчеркну - дорогие номера разбирают очень быстро. Люди хотят отдыхать комфортно.

- Какой тогда должен быть средний ценник в Крыму для туристов? Что подсказывает вам опыт?

- На каждый товар есть свой покупатель. В моём ресторане ценник очень приличный, где-то на уровне заведений на набережной Ялты. Я уже молчу, что для севера полуострова это действительно дорого. Но в ресторане всегда много людей, он заполнен. На пляже есть бистро, где простые блюда, демократичные цены. И там тоже хватает клиентов. Страна большая, запросы у всех разные. Я считаю, что нужно создавать места размещения и питания для всех категорий туристов. Невозможно назвать среднюю цифру.

- Есть мнение, что бизнесу в Крыму тяжело. Мол, после 2014 года законодательство стало жёстче, работать честно почти невозможно. Вы с этим согласны?

- Конечно, нужно признать тот факт, что при Украине законы были мягче, если так можно сказать. Далеко не всегда их соблюдали. В России законодательство жёстче, следят за исполнением законов суровее. Технически стало сложнее, но при этом увеличился поток клиентов. Я уверен, что при желании можно работать хорошо.
Особый момент - инфраструктура. В Оленевке делаются дороги, развиваются другие территории рядом. Понятно, что и туристов становится больше. Они знают, что в этом селе с инфраструктурой лучше, чем в другом, едут туда, где им комфортнее. При Украине, понятное дело, никто деньги особо не вкладывал.

- Кстати об Украине. Слышала о том, что север Крыма испытывает проблемы в плане нехватки туристов. Раньше из Украины приезжало большее количество людей, теперь все едут через мост, останавливаются в Феодосии и Коктебеле, а север никому не нужен. Это действительно так?

- Я могу сказать только об Оленевке. Когда в прошлом году открыли мост, мы поняли, что катастрофически не готовы к такому потоку туристов. В этом году отдыхающих ещё больше. Знаю, что в Черноморском тоже много гостей с материка. Чуть хуже дела в Межводном и Стерегущем около Бакальской косы. Но это связано во многом и с тем, что там большинство вариантов размещения - эконом-варианты. А туристы хотят всё же хороший сервис. Поэтому, думаю, в Оленевке больше людей.
Но точно могу сказать - туристов внушительное количество. Мы не ожидали, что столько гостей с материка приедет в Крым. В прошлом году экстренно увеличивали количество мест, спрос очень высокий.

- И всё же вернёмся к сервису. Сколько нам ещё нужно ждать, чтобы Крым был абсолютно привлекательным для туристов. Чтобы к нам ехали не только за природой, но и за отличным уровнем обслуживания.

- Должны появиться те, кто хочет и может работать, кто не будет лениться. Когда мы брали пляж в обслуживание, толком не было желающих. Сейчас, напротив, интерес вырос. За пляжи чуть ли не драки. Приезжают к нам из Питера и Москвы, хотят заниматься этим направлением.
Сейчас происходит естественный отбор. Многие пробуют, у кого-то получается, у кого-то нет. В конечном итоге останутся те, кто может предложить хороший сервис, у людей, которые могут работать эффективно. Я могу сказать только о себе. В моих планах - создать варианты нормального жилья для туристов. Мы сделали несколько пробных мест размещения на первой линии, они очень востребованы. Были бы деньги в большом количестве, я бы точно вложил их в это направление.
И подчеркну. Я уверен, что Крым - это жемчужина России, у нас уникальная природа. Нам нужно делать свою работу хорошо, тогда всё получится.

Фото «Черноморские известия».

Валентина ВАСИЛЬЕВА.