«Лечу над Керчью»

15 Июль 2019 214
Жорж Матрунецкий.
Жорж Матрунецкий.

Так называется выставка памяти заслуженного художника АРК Жоржа Матрунецкого, которая экспонируется в картинной галерее Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника.

В экспозиции представлены картины известного крымского живописца из фондов заповедника и полотна из коллекции вдовы мастера Марии Леонтьевны Матрунецкой.
Пожалуй, никто так, как коренной крымчанин,  не выразил средствами изобразительного искусства облик древнего города-героя, города- труженика и своей любви к нему и  к землякам.
Главная тема произведений Жоржа Ивановича - обобщённый образ города и Керченского полуострова. Известный крымский искусствовед Рудольф Подуфалый назвал этого художника явлением в современном искусстве, без которого общая картина крымского пейзажа была бы неполной.
И с этим трудно не согласиться. Матрунецкий раздвигал границы привычного, внося в него свой собственный мир, наполненный негромкими мотивами, неброскими сюжетами. Скупой язык, минорное настроение автора, казалось бы, не располагает к романтическому восприятию подчёркнуто сурового краешка крымской земли, но именно романтический настрой рождается в душе перед его полотнами. Через скупые холодноватые краски проступает светоносность и светоликость неброского края.
- Все мои работы - это ассоциации, рождённые воспоминаниями об увиденном, - признался автор в одной из наших бесед. - Путешествия для меня не просто любимое занятие или профессиональная необходимость - это моя жизнь. Но пишу не на натуре, а в мастерской.
Традиция ассоциативной живописи идёт от великих мастеров Айвазовского, Богаевского, Волошина. Доскональное знание предмета рождает образы внутреннего плана. Высвободившись из рамок натуры, художник уходит от приземляющей документальности, творит в просторах поэтической фантазии. Особенность творческой манеры Матрунецкого - нарочитая размытость, пелена, марево, которые как бы «съедают» пространство материальных объектов, и зрители воспринимают их парящими над земной твердью. Мастер выбрал для передачи своего видения мира темперу, работать которой может только талантливый живописец, достигший высот в своём деле. Неслучайно Максимилиан Волошин называл использование темперы игрой на рояле с закрытой крышкой. Техника, которая не каждому «даётся» в руки, но, приручённая художником, она наполняет неповторимой образностью условный колорит.
Работы Матрунецкого фотогеничны. Первым заметил это искусствовед, режиссёр Владимир Рябцев, использовавший семь картин крымского художника в свой ленте «Потерпевший». Во время выставки в Московском Доме кино о Матрунецком был снят и показан по центральному телевидению документальный фильм.
 У его картин легко проникнуть в то состояние, которое художник испытывал, перенося на полотно увиденное, пережитое. Ты забираешься в голубятню, парящую над бескрайним морским простором. Вместе с мысом, внезапно отделившимся от краешка земли, уплываешь навстречу неизвестности, купаешься в лучах восходящего солнца. Или спускаешься узенькой, кривой улочкой к морю. Такой характерной, что кто хоть раз побывал в Керчи, узнает изображённый  уголок города-труженика, города-рыбака.
- Я, признаться, и не ожидал такого эффекта, - рассказал художник после столичной выставки. - Ко мне подошла актриса Ия Арепина и поделилась воспоминаниями о днях, проведённых в Керчи на съёмках фильмов «Море зовёт» и «Девушка с маяка». Оказывается, она не раз бродила в одиночестве именно по той улочке, сбегающей к морю, которую я изобразил.
«День начинается с Керчи», «К солнцу», «На воле», «Сиреневая вьюга»… Простые, трогательные названия, которые мог дать плодам своего труда только очень влюблённый в свою маленькую родину человек.
В скупой край, дарящий вдохновение, помогающий сохранять в душе романтический настрой, которым мастер щед­ро делился со зрителями.
И навсегда оставил свою душу в картинах, наполненных любовью к Крыму и крымчанам.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.