Посиделки

27 Июнь 2019 159

Святой праведный чудотворец

Знаю, что в июне отметили день памяти Иоанна Кронштадтского. Расскажите, пожалуйста, чем заслужил он святость, и есть ли в Крыму храм в его честь.

Андрей Д.
Евпатория.

Рождённый в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и его жены Феодоры 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии, крещённый в честь преподобного Иоанна Рыльского, будущий святой Иоанн Кронштадский рос в благочестивой семье сосредоточенным, вдумчивым ребёнком. На шестом году отрок Иоанн освоил грамоту. Успешно окончил училище, затем Архангельскую духовную семинарию и был принят на казённый счёт в С.-Петербургскую Духовную Академию. Учась в академии, Иоанн первоначально склонялся посвятить себя миссионерской работе среди дикарей Сибири и Северной Америки. Но Промыслу Божию угодно было призвать его к иного рода пастырской деятельности. Он увидел себя во сне священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, принял это за указание свыше. Когда Иоанн Сергиев окончил курс академии со степенью кандидата богословия, ему предложено было принять сан священника для служения в том же соборе. Вспомнив свой сон, он принял это предложение. Вся жизнь отца Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, и его все называли не Сергиевым, а Кронштадтским. Свой подвиг самоотверженного пастырского делания он начал проповедями среди нравственно погибших людей, презираемых всеми. Он бывал в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая всё, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. Эти кронштадтские «босяки», «подонки общества», которых отец Иоанн силою своей сострадательной пастырской любви опять делал людьми, возвращая им утраченный ими было человеческий образ, первыми «открыли» его святость. И это «открытие» очень быстро восприняла затем вся верующая народная Россия.
«Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, - говорил отец Иоанн. - Не нужно смешивать человека - этот образ Божий - со злом, которое в нём».
Скоро открылся в отце Иоанне и дивный дар чудотворения, который прославил его на всю Россию и даже далеко за пределами её. Нет никакой возможности перечислить все чудеса, совершённые отцом Иоанном. По его молитве совершались и теперь, по его блаженной кончине, продолжают совершаться дивные чудеса. Излечивались молитвою и возложением рук самые тяжкие болезни, когда медицина терялась в своей беспомощности. Великий дар чудотворения был наградой за его великие подвиги - молитвенные труды, пост и самоотверженные дела любви к Богу и ближним.
Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть отца Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Исцелившиеся присылали деньги на благотворительность. На эти деньги отец Иоанн кормил нищих, устроил в Кронштадте «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своём родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был по кончине погребён.
Отец Иоанн находился в царском дворце в Ливадии при последних днях жизни императора Александра III, и самая кончина государя последовала в его присутствии.
В наследие нам отец Иоанн оставил духовный дневник - записи своих мыслей, приходившие ему во время молитвы и созерцания, в результате «благодатного озарения души, которого удостаивался он от всепросвещающего Духа Божия. Эти мысли составили целую книгу, изданную под заглавием «Моя жизнь во Христе». Книга эта представляет собою подлинное духовное сокровище и может быть поставлена наравне с вдохновенными творениями древних великих отцов Церкви и подвижников христианского благочестия. Замечательным памятником святой личности отца Иоанна и неисчерпаемым материалом для назидания являются также три тома его проповедей, содержащие общим счётом до 1800 страниц.
Он верил в высокое предназначение России: «Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству… Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры…». Один из важнейших заветов приснопамятного о. Иоанна: «Нам необходимо всеобщее, нравственное очищение, всенародное, глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские: очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом - и Он примирится с нами!».
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 года святой праведник Иоанн Кронштадтский был канонизован в лике святого праведника.
Поклониться святому Иоанну Кронштадскому и обратиться к нему с молитвенной просьбой о помощи в Крыму можно в храме его имени, который находится в селе Морское. Здесь хранятся уникальные святыни: напрестольное Евангелие 1740 года, икона с мощами святых благоверных и преподобных князей Петра и Февронии - покровителей семейного благополучия, частица мощей святой преподобномученицы Елизаветы (Федоровны). А также Крест - мощевик XIII века, найденный на мысе Ай-Фока, Богослужебные книги и большое кадило XIX века.

Рубрику ведёт главврач косметологической клиники Варвара Лабенок

Июньские маски

Лето - самое время напитать нашу кожу живительной силой природы. Рецепты красоты просты. Помните, что прежде чем наложить маску, надо смыть всю косметику, распарить и очистить кожу скрабом. Все ингредиенты должны быть свежими. Процедуру рекомендуется делать не более 2-3 раз в неделю. Маска наносится на 20 минут, смывается водой комнатной температуры, после чего наносится питательный крем.
Для жирной кожи
 Кашица из одного свежего огурца, 1 ч. л. сока лимона - прекрасное средство от угревой сыпи. Она также избавит от жирного блеска.
Для комбинированной кожи
 Соедините 1 ст. л. жидкого мёда с таким же количеством йогурта и розовой воды и перемешайте. Это отличное средство, чтобы приостановить воспалительный процесс, сухость и уменьшить жирность смешанного типа дермы.
Для всех типов кожи лица
Грушу измельчить на мелкой терке, добавить 1 ч. л. сока лука, столько же молока, перемешать, оставить впитываться на 25 минут.
От морщин
Приготовить пюре из двух плодов абрикоса, добавить ч. л. оливкового масла, ст. л. молока, перемешать.
Омолаживающее средство
Зрелой, уставшей коже вернёт свежесть и тонус кашица из яблока, соединённая с 2 ч. л. мёда и 1 ст. л. оливкового масла.
Отбеливающая
Чтобы избавиться от веснушек, тёмных пятен, подсушить жирную кожу, воспользуйтесь таким рецептом. Натрите огурец на мелкой тёрке, добавьте 1 ст. л. домашней сметаны и 1 ч. л. лимонного сока.
Увлажняющая
Измельчите в пюре помидор, отожмите через марлю, сложенную в 2-3 слоя, добавьте щепотку крахмала и 1 ч. л. оливкового масла.
Питательная
Соедините пюре из 1 ст. л. клубники (малины, ежевики) со столовой ложкой сметаны.
Витаминная
Обогатит кожу витаминами, избавит от тёмных пятен, сухости, шелушения смесь из 5 ягод свежей клубники, 1 ст. л. домашней сметаны.

Природа поможет выздороветь

Пропавший голос поможет вернуть хрен

Возьмите маленький кусочек, мелко нарежьте, залейте 1/3 стакана кипятка. Дайте настояться 20 минут. Добавьте немного меда или сахара. Пейте по 1 ч. л. несколько раз в день.

Аллергия лечится морожеными яблоками

Годятся только зелёные яблоки (речь идёт о сорте, а не о степени зрелости). Заморозьте в холодильнике и ешьте, сколько хочется, но не менее одного яблока в день, в течение двух недель. После того, как вынули яблоко из морозилки, положите его в посуду с водой. Когда оно отойдёт, можно есть.

Заболели гриппом или простудились?

Приготовьте бутерброд. Лимон подержите несколько минут в горячей воде для лучшего сокоотделения, потом пропустите через мясорубку вместе с цедрой, смешайте со 100 г размягчённого сливочного масла, добавьте 1-2 ст. л. мёда. Ешьте на здоровье.

Звезда по имени Диана

Имя выдающегося крымского учёного, профессора, доктора философских наук Таврического федерального университета им. В. Вернадского Дианы Сергеевны Берестовской присвоено по решению Оксфордского президиума Международной академии духовных наук одной из звёзд в созвездии Тельца. Добралась наша землячка до небосвода.
А на Земле есть целая плеяда учёных-культурологов, воспитанных «принцессой науки», как называют ученики и друзья Диану Берестовскую. Под её руководством защищены 26 кандидатских и докторская диссертации. Создана научная школа «Теоретические проблемы культуры и актуальные культурологические практики в поликультурном обществе». Это по её инициативе на философском факультете университета создана кафедра культурологии. Исследования творчества писателей вылились в увлекательные повествования, которые публикуют разные российские издания.
Перечисление всех её достоинств, должностей, почётных званий, книг - тема отдельного разговора. Сама она считает, что это лишь внешняя сторона.
А главное в жизни - любовь к делу, к ученикам. Среди её учеников не только студенты самого престижного крымского вуза. Это и бывшие курсанты Высшего военно-политического строительного училища, где она читала лекции и вела литературный кружок. А самые первые, которых она учила в Симферопольской гимназии №1, отметили недавно 55-летие со дня выпуска. На юбилейном вечере Дианы Сергеевны, которую запечатлел в кругу друзей муж её внучки Марии Андрей Черногородов, было по-домашнему тепло и непринуждённо. Звучали не только официальные поздравления, но музыкальные. Пели не профессиональные артисты, а её бывшие студенты Михаил Сорокин, Елена Донская и Андрей Синичкин. Да как пели! Андрей - кандидат наук, преподаватель, получивший звание заслуженного артиста АРК, что само по себе - уникально.
- Ученики - это моя большая семья,- признаётся Диана Сергеевна. - Личная, если можно так сказать, тоже не маленькая: дочка, внучка, две правнучки, два зятя. Все они люди творческие - учёные, художники. Вы сидите в этом зале в окружении картин, написанных мужем моей дочери Вероники Михаилом Жаровым. Главная моя цель в жизни - показать людям ценность знаний. И я рада, что направленные на её достижение усилия не пропадают.
Все, кто знает Диану Берестовскую, а круг её общения очень широк - от учёных и педагогов до художников, музыкантов, поэтов, музейщиков, не перестают восхищаться неиссякаемой жизненной энергией человека, олицетворяющего творчество. Дай Бог каждому в 85 жить такой полноценной, насыщенной жизнью, ходить на выставки, концерты, ставить на крыло талантливую молодёжь.

Рубрику ведёт филолог Алексей ВЕЛИХОВ

Супер, мини и прочие маркеты

Пришедшее к нам с запада слово «маркет» сменило привычные «гастроном», «бакалея». Чем это обусловлено, и как лингвисты относятся к таким заменам?

Галина С.
Керчь.

Английское слово market означает: рынок, базар, торговля, цены, продавать, пускать в продажу. Это слово заменило привычные нам названия магазинов потому, что магазины перестали делиться на продающие гастрономические и бакалейные изделия. Это теперь отделы в крупных торговых комплексах. Супермаркеты - изобретение американца Майкла Калена, администратора бакалейного магазина в городе Геррин штата Иллинойс. Первый супермаркет он открыл в  1930 году  в помещении бывшего гаража. Через два года стал владельцем восьми таких магазинов с выручкой 6 млн. долларов в год. И стал примером для торговцев. В переводе с английского «супермаркет - «сверхрынок», то есть крупный универсам по продаже полного ассортимента продуктов питания и напитков, а также предметов для домашнего хозяйства, бытовой техники и даже лекарств, продающихся без рецепта. Приставка «супер» говорит лишь о размере магазина и о разнообразном ассортименте товаров. Минимаркет уступает размерами. Иногда, чтобы завлечь покупателей, владельцы небольших торговых точек доходят до смешного и абсурдного, называя их «Супер мини-маркетами».
Советский вариант супермаркетов - универсамы: магазины самообслуживания. Собственно, их и стали называть на иностранный манер супер- и минимаркетами.
В последнее время много спорят о заимствованных словах, целесообразности замены ими исконно русских. Специалисты отмечают исторические условия формирования как отрицательного, так и положительного отношения к этому явлению в современном русском языке. Это «вечный вопрос» лингвистики. На протяжении всей истории русского языка в осмыслении этого явления сталкивались крайние точки зрения - полное принятие заимствования, признание его абсолютной необходимости для функционирования языка и отрицание этого процесса, трактуемого как угроза самобытности русского языка. Лингвисты в большинстве своём относятся к заимствованию нейтрально, как к объективному процессу, в результате которого язык пополняется новой лексикой. Они, как правило, борются не с заимствованиями, а с речевым невежеством, с неумением точно, уместно употреблять иноязычные слова.
В обыденной речи мы всё равно говорим «пошёл в магазин», а не в маркет.
С посещением супермаркетов связано слово «шопинг», нормативное написание которого до сих пор не устоялось: пишется то с одним «п», то с двумя - «шоппинг». Удвоение согласной в корне слова не приживается в русском языке. Удвоенная согласная по правилам английской орфографии указывает лишь на то, что предыдущий гласный звук краток (то есть слог является закрытым), а на произношение самой согласной её удвоенная запись не влияет.
В английском языке «shopping»  - времяпрепровождение в торговых центрах для покупки одежды, обуви, аксессуаров, подарков, косметики и прочего.
Некоторые молодые люди называют себя «шопоголиками», не подозревая, что на самом деле это слово означает болезненную зависимость, которая в психиатрии называется ониоманией. Это совсем не безобидное явление. При частых походах за покупками человек может впасть в зависимость от этого процесса и не получать удовольствие от других занятий. Это ложная эйфория, дающая лишь мимолётное снятие напряжения. Мы, не задумываясь, вводим в обиход такие понятия, как «шопинг-туризм» - поездки с целью приобретения товаров, а не знакомства с достопримечательностями, с культурой других стран. Вместо посещения музеев приезжий люд просто-напросто шляется по магазинам. Замена этого слова на гламурное «шопинг» сути не меняет. Некоторые, кстати, остроумно заменяют его на «шмоттинг»: от жаргонного названия одежды - «шмотки».

Рубрику ведёт Николай ГОТОВЧИКОВ

Вершина хлеборобского труда

Так испокон веков называли жатву - уборку хлебов. Это и великий труд, и радость для селян, завершение большого этапа работы на всеобщее благо.
С далёких времён пришли к нам праздники первых земледельцев, которые обрели новые черты и краски. Это и праздник Первого снопа, или Зажинки, и Спожинки - праздник Урожая. Мои земляки помнят, как торжественно провожали на жатву экипажи комбайнёров, как встречали героев страды на центральной улице села.
А сколько было у всех волнений: «Какой прогноз дают синоптики? Успеем ли убрать вовремя, до непогоды?». Урожай - общая забота всех на селе. Потому что на заработанный рубль каждый колхозник получит зерно или же переведёт их на хлебные талоны. Количество зависит от убранного с полей. Все школьники целый год получали бесплатно хлеб и молоко в школах и детских садах. Не забывали об учителях, врачах, культработниках, которым буханка хлеба продавалась за 10-15 копеек.
В уборке урожая участвовали целыми сёлами. На поля, на тракторные станы отправлялись агитбригады, передвижные столовые кормили хлеборобов блюдами, каких не в каждом ресторане отведаешь. Только самые лучшие продукты!
Принимали участие в страде и школьники - собирали колоски за комбайнами. И дело не в том, сколько было собрано, а в участии, в причастности к общему делу, к таинству рожденья хлеба.
Каждый день взвивались флаги в честь передовиков, агитаторы, закреплённые за экипажами, спешили со свежими бюллетенями о том, как идёт уборка, это отражалось в номерах колхозной газеты «Восход».
А какой хлеб выпекали колхозные пекарни в Мускатном, Марьяновке, Восходе, Петровке! Его старались увезти все наши гости. Именно о таком издавна говорили: «Хлеб - всему голова!».
Мне посчастливилось много лет работать с председателем колхоза Владимиром Ивановичем Криворотовым. Начинали и заканчивали рабочий день вместе. В дни страды ежедневно колесили по полям. Я не только как председатель сельсовета, но и как редактор газеты и агитатор.
В день завершения жатвы заезжали в каждое из 10 сёл поздравить хлеборобов. Везде ликовали, пели песни, танцевали, поздравляли друг друга с очередной победой на хлебной ниве.
Можно ли такое забыть? Это не нынешние казённые флешмобы. Не тот размах во всём.
В колхозе «Россия» работающих было более 4000 человек, более 600 - механизаторов, в распоряжении которых были 54 комбайна, крытые тока. А сейчас их едва ли 250 наберётся.
 В народе родилось: «Будет хлеб - будет и песня!» Так должно быть. Так было. Так ли сейчас? Не хочется выглядеть этаким обличителем- критиканом. Но как не посетовать, что не только дети, но и взрослые не знают, что такое хлеборобский труд, не знают цену хлебу. Отсюда и отношение к нему: голубей им кормят, уток.
Вот что сказал мне знаменитый в прошлом комбайнёр, портреты которого не только колхозную газету украшали, но и знаменитый «Огонек», центральные издания. Имя по его просьбе не назову.
- Выращивают и нынче зерно на крымских полях. Даже о рекордных урожаях прочитать можно. А мне что с того? Цена на хлеб в магазине растёт, так называемый «социальный» хлеб есть нельзя. Кто-то проверяет, из какой муки его пекут? Уж наверняка не из твёрдых сортов пшеницы, как раньше. Что нас ждёт впереди? Пока я получаю на пай 5-6 тысяч рублей. Сумма - смешная, - поделился комбайнёр.
Вспомнилась мне в связи с этим другая пословица: «Чья земля - того и хлеб». А земля теперь не у рядовых селян. Но хлеб по-прежнему всему голова!

Людмила ОБУХОВСКАЯ.