Охранять нельзя застраивать

23 Апрель 2019 870
Строительство в национальном природном парке. Для кого закон?
Строительство в национальном природном парке. Для кого закон?

В Крыму обещают до конца года установить границы природных парков. Всего их на полуострове 58. Пока границы есть только у 27. Такая мера, возможно, спасёт от застройки наши заповедники и другие территории. С другой стороны, любителей «дикого» отдыха на машинах с палатками могут завалить протоколами со штрафами.

Для кого границы?

Природные парки - это особо охраняемые природные территории регионального значения.
В их границах выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение. Официальный документ гласит, что «на территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры».
Проще говоря, эти земли должны быть такими, какими их создала природа. В открытом доступе, не подключая экстрасенсорные способности, мы не смогли найти информацию обо всех природных парках полуострова. Но зато выяснили, что в 2015 году в число особо охраняемых вошли четыре природных парка: Калиновский, Караларский, воздухоплавательный комплекс Узун-Сырт (гора Клементьева) и Белая скала. Мы были в Караларском заповеднике в курортный сезон. Мусорные кучи можно было найти в каждой бухте. Да, гадят люди, местные и туристы, но такое ощущение, что за территорией никто не следит.
Куда интереснее другое.
В том же 2015 году ландшафтно-рекреационными парками регионального значения стали урочище Кизил-Коба, парки Донузлав и Тихая бухта. В последней недавно появились небольшой белый забор, спуски к морю, арка. Тихую бухту как бы облагородили, но у многих вопрос, так ли это было нужно.
Парк Донузлав - это очень смешная шутка. Между Донузлавом и косой Беляус вовсю работает карьер. Из озера выгребают песок, не щадя уникальный природный объект. Но, видимо, это не мешает совмещать статус ландшафтно-рекреационного парка и карьер.
Отдельная история - НПП (национальный природный парк) «Тарханкутский». Это огромная территория на северо-западе полуострова, великолепие которой не передать словами.
В НПП входят участки Джангульского оползневого побережья и морские береговые скальные образования Атлеша. О первом и пойдёт речь. Джангуль - это удивительные обрывы, отвесные скалы, почти нехоженые тропы, укромные бухты. По красоте Джангуль ничем не уступает Караларскому и Казантипскому заповедникам, в разы превосходит Южный берег Крыма.
На территории Джангуля ещё при Украине началось строительство. Как и почему - местные жители не знают. Но строительство ведётся. Посреди парка растёт дом, который, как думают многие, станет элитной гостиницей для сильных мира сего. Так для кого тогда определяют границы парков? Кому они указ?

С вас штраф, гражданочка

Почти два года назад, в мае 2017 года, гремел скандал. На мысе Тарханкут туристов оштрафовали за парковку в 500-мет­ровой зоне у моря. После шума в СМИ замминистра экологии Крыма Ольга Славгородская через сайт министерства заявила, что поняли её неправильно и что в водоохранной зоне Чёрного моря на полуострове (500 метров от уреза воды) нет полного запрета на парковку. Водителям разрешили оставлять свои машины там, где это «будет наименее негативно влиять на окружающую среду». Однако к такому предложению многие отнеслись настороженно, так как экологические инспекторы могут оштрафовать паркующихся у моря автотуристов на 3000 рублей.
Как только у всех 58 природных парков появятся границы, туристам на автомобилях въезд будет запрещён. Экологические инспекторы будут поджидать их на мысах, в бухтах, в лесах.
«ООПТ свободны и бесплатны для прохода, но проезд запрещён, если только не будет установлен автомобильный маршрут, - подчеркнула замминистра экологии и природных ресурсов РК Алла Архангельская нашим коллегам в РИА «Новости». - По данному вопросу создана рабочая группа совместно с Минкурортов, и разрабатываются маршруты - автомобильные и горные с проработкой вопросов обеспечения безопасности таких проездов, в том числе, с привлечением сотрудников ГИБДД».
Ограничения можно понять. Природу нужно беречь. И, думается, многие автомобилисты готовы ездить по укатанным грунтовкам, согласованным с Минэкологии и ГИБДД. Но их попросту нет. А штрафы есть.
Кроме того, глупо выглядят такие ограничения, когда застроен Приморский парк в Ялте, набережные Алушты и Керчи, когда в курортном Коктебеле палатки с едой и сувенирами и частными домами у берега - часть давно привычного пейзажа. Зато у нас появятся границы парков, в которых и так строят дома, чтобы штрафовать местных и туристов на машинах. Ведь у нас только они отдуваются за всех по всей строгости закона.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.
Фото автора.