Генерал и адмирал Победы

9 Апрель 2019 2516
Памятник Николаю Кузнецову появился в Севастополе в 2000-м.
Памятник Николаю Кузнецову появился в Севастополе в 2000-м.

Их служба связана с полуостровом: Николай Кузнецов начинал её в Севастополе на крейсере «Червона Украина», Яков Крейзер освобождал Крым 75 лет назад. С разницей в 4 года они стали Героями Советского Союза. Один - за «личное бесстрашие и успешное управление боевыми операциями дивизии». Другой - за «образцовое руководство боевыми операциями флотов». Они - погодки: адмирал родился 24 июля 1904 году, генерал - 4 ноября 1905-го. Подростками, потеряв отцов, стали кормильцами в семьях. Добровольно выбрали армию, пройдя путь от рядового до командира. Получали по службе немало: их то отстраняли, то награждали, а подчинённые - уважали. И из жизни они ушли в одно время - зимой: генерал 29 ноября 1969-го, адмирал - 6 декабря 1974-го.

Мастер атак

На приёме в Кремле в честь Парада Победы тост за Якова Крейзера провозгласил Иосиф Сталин, а Маршал Советского Союза Иван Баграмян называл командарма «непревзойдённым мастером атак». В начале войны красноармеец М. Свинкин и лейтенант А. Рыкалин из его дивизии написали песню: «На подвиги геройские нас Крейзер в бой зовёт».
Воронежский паренёк, поступив в пехотную школу, успел повоевать в Гражданскую.
В 1928-м стал ротным в Московской Пролетарской стрелковой дивизии, а спустя 11 лет возглавил её, уже ставшую 1-й Московской мотострелковой. И первый орден Ленина полковник (звание генерал-майора присвоят в августе 1941-го) получил - всего их будет 5.
В начале июля 1941-го дивизия почти 2 недели сдерживала фашистские танки вдоль трассы Минск - Москва. За что комдив, лично увлекавший бойцов в атаку, одним из первых общевойсковых командиров через месяц после начала войны получил звание Героя Советского Союза. А дивизия первой стала Гвардейской. Потом было командование армиями, несколько ранений, Смоленское сражение и оборона Москвы, Сталинградская битва и наступ­ление на Ростов.
В марте 1943-го Яков Крейзер стал командующим крымской (сформированной у нас в августе 1941-го) 51-й армии, прорвавшей фашистскую оборону на реке Миус. В ноябре 1943-го армия вела бои на Сиваше. Уже после войны Яков Григорьевич с гордостью говорил о 51-й армии, для которой стало делом чести освободить родной Крым: «На картах Сиваш обозначен приятным голубым цветом. Но это коварный залив с вязким дном, по которому машинам и лошадям не пройти вброд. Пеший боец переходил Сиваш за 2-3 часа, 76-миллиметровое орудие на лодке солдаты перетягивали за 5-6». Но залив армия форсировала, плацдарм удерживала до начала общего наступления 8 апреля 1944-го. Победно прошла полуостров, и 7 мая её воины уже штурмовали Сапун-гору в Севастополе, последний пункт сопротивления фашистов. Через месяц после освобождения Крыма над Сапун-горой вознёсся скромный обелиск, увенчанный красным флажком с надписью «51 А» - памятник погибшим товарищам.
Генерал Эрвин Йенеке, командовавший фашистской армией во время оккупации полуострова, показывал на суде: «Удивился, узнав о том, что сильной армией русских командует еврей Крейзер. Преклоняюсь перед военной стратегией русских и этого генерала». За освобождение Крыма Яков Григорьевич награждён орденом Суворова I степени. Победу встретил в Прибалтике, принимая капитуляцию Курляндской группировки врага. После генерал-полковник служил на Дальнем Востоке, командовал военными округами, потом уже генерал армии командовал Высшими офицерскими курсами «Выстрел».

Флот - жизнь

Адмиралу Николаю Кузнецову не пришлось непосредственно участвовать в боях Великой Отечественной, но его судьба не менее драматична: несколько раз попадал в опалу, его понижали в званиях, лишали должностей. Когда отстранили в последний раз, сказал: «От службы на  флоте я отстранён, но отстранить меня от службы флоту невозможно». Флот был делом всей его жизни.
Николай Герасимович родился в небольшой деревушке Медведки Архангельской губернии. В пятнадцать лет, прибавив себе два года, благо рост и стать позволяли обмануть, добровольно вступил в ряды военных моряков Северо-Двинской флотилии, противостоявшей во время Гражданской войны войскам белогвардейцев и интервентов. Окончив с отличием военное училище, получил право выбрать флот. Николай Кузнецов выбрал Черноморский и стал вахтенным начальником крейсера «Червона Украина», через несколько  лет стал уже его командиром. Крейсер в ноябре 1941-го геройски погиб в Севастополе, а  его моряки защищали город до последнего дня. Многие из них ещё в середине тридцатых вместе с командиром Кузнецовым стали первыми на Черноморском флоте по итогам  боевой подготовки. Награждённого за этот успех орденом Красной Звезды капитана I ранга в 1936-м назначили в объятую Гражданской войной Испанию на должность главного военно-морского атташе и руководителя советских моряков-добровольцев. Испанцы уважительно называли Кузнецова «альмиранте», хотя адмиральский чин он получил позже. Потом командовал Тихоокеанским флотом, а в тридцать четыре - звание контр-адмирала и пост наркома (сегодня бы сказали министра) Военно-Морского Флота СССР. Благодаря ему строились противолодочные суда и тральщики (через годы он предложит идеи по строительству авианосцев, начнёт создаваться первая атомная подлодка). К началу войны на флоте было более тысячи кораблей различных классов, развивалась морская авиация и береговая оборона. Именно Николай Кузнецов предложил Иосифу Сталину учредить День Военно-Морского флота и выбрал дату - последнее воскресенье июля. В этом году День ВМФ наша страна отметит в восьмидесятый раз.
Ещё на «Червоной Украине» он разработал трёхступенчатую систему боевой готовности, которую ввёл потом на всём флоте, считая, что «военные не имеют права быть застигнутыми врасплох». За три дня до начала Великой Отечественной нарком ВМФ приказал командующим флотами и флотилиями объявить готовность №2: запретить увольнения, принять боекомплект и необходимые запасы, рассредоточить силы, усилить наблюдение за водой и воздухом, затемнить корабли и главные базы. Когда начнётся война, никто не знал, но каждый на флоте был на посту. В 23 часа 21 июня Наркомат обороны проинформировал наркома ВМФ о возможном нападении фашистов, через несколько минут нарком уже звонил в Севастополь (Черноморский флот), в Таллин (Балтийский флот), в Полярное (Северный флот), отдавая приказ о готовности №1. В Севастополе оперативная готовность была объявлена в два часа ночи 22 июня, через час наблюдатели доложили о приближении самолётов. В три часа семь минут заговорили наши зенитки, начался первый бой за город. Благодаря системе, разработанной Николаем Герасимовичем, в первые дни боёв флот не потерял ни одного корабля, были спасены жизни тысяч моряков и дан первый отпор врагу, а в начале августа 1941-го морские лётчики Черноморского фота уже бомбили Берлин.
75 лет назад Кузнецову присвоили звание адмирала, назначили главкомом ВМФ и наградили орденом Ушакова I степени. В феврале 1944 года он участвовал в Ялтинской конференции глав стран-союзниц, через год, уже  Герой Советского Союза, - в Потсдамской конференции. А в феврале 1946-го наркомат ВМФ ликвидировали, и Кузнецова по сфабрикованному обвинению понизили в звании, назначив командующим Тихоокеанским флотом. Через пять лет присвоили звание Адмирала Флота Советского Союза и назначили главнокомандующим Военно-Морским Флотом страны. Затем вновь понизили в звании и вообще уволили с флота с формулировкой «за крупные недостатки в руководстве». Формальным поводом стала гибель в Севастополе линкора «Новороссийск», хотя в тот момент адмирал, перенёсший инфаркт, уже полгода находился на больничном, а обязанности командующего исполнял иной человек. Основная же причина, видимо, крылась в несогласии с инициативой Никиты Хрущёва разрезать часть крейсеров как «слишком крупные мишени». Известна реплика Николая Герасимовича: «История вам не простит». Окончательно воинское звание Адмирала Флота Советского Союза Николаю Кузнецову вернут лишь через четырнадцать лет после его смерти - на надгробье. А в составе флота страны появится авианосец его имени.
Генерала Якова Крейзера и адмирала Николая Кузнецова похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве, но память о них хранят и на полуострове. В 1970-м в честь Якова Григорьевича симферопольскую улицу Раздольная переименовали в улицу Крейзера. Через 4 года в Севастополе переименовали улицу Спортивную, ныне она - улица Генерала Крейзера.
В 2000-м на улице Большая Морская в городе-герое появился памятник адмиралу Кузнецову.

Наталья ПУПКОВА.