Симферопольский герой страны

2 Март 2019 751

В мае 1944-го наша газета, тогда «Красный Крым», опубликовала письмо с фронта - после освобождения полуострова их печатали часто. Какие-то приносили читатели, чтобы рассказали об их фронтовиках; какие-то присылали в редакцию сами крымские бойцы. А ещё коллеги вспоминали, что многие письма передавались в газету, если почтальон не мог найти адресата по месту жительства - никто не знал, погиб ли, эвакуировался. Несколько раз после публикации случалось чудо, и находились те, кому были адресованы письма.

Иван-мастер

Мы не знаем точно, почему было опубликовано письмо Ивана Рыбалко - искали ли родных или просто, чтобы показать, какой боевой дух царит на фронте среди наших земляков. «Здравствуйте, дорогие мои папа, мама и сестра Поля! Недавно я узнал, что товарищи по оружию освободили наш родной город от немецко-фашистской своры. Не буду писать, как я радовался - вы сами можете представить. Живу я сейчас, как и все воины, - бью фашистов. Умирать, конечно, не собираюсь. Допишу письмо - и, возможно, прямо в бой. Враг ещё не добит, и его надо громить. Так что пока до свидания. Крепко-крепко обнимаю».
Ивану Рыбалко, Гвардии капитану, было тогда 28 лет, в бой в то время он шёл вместе с товарищами из 17-й Гвардейской механизированной Краснознамённой бригады, освобождая Украинскую ССР, Польшу. За те бои как раз, когда освободили его родной Симферополь, награждён орденом Красной Звезды.
А через год - медалью Золотая Звезда Героя Советского Союза. Увы, награду так и не получил: представили к ней 29 января 1945-го, указ о награждении вышел 10 апреля, а 4 февраля наш земляк погиб. В родном Симферополе память о герое увековечена только на гранитной плите у Вечного огня. Есть, правда, улица Рыбалко в микрорайоне Белое, но названа она в честь дважды Героя Советского Союза маршала бронетанковых войск Павла Фёдоровича, которому в этом году 125 лет. Нашему же земляку 17 января - 103 года. Он родился в семье симферопольских тружеников. И по их примеру тоже трудился с малых лет, потом одновременно с учёбой в вечерней школе работал на кожевенном заводе «Крымский большевик» (позже - кожевенно-обувной комбинат имени Феликса Дзержинского). Отцу нашей читательницы Валентины Игнатовой довелось работать вместе с будущим героем. «Проработали они вместе, видимо, всего ничего, - рассказывает Валентина Степановна. - Папа мой только пришёл на кожзавод, что располагался в помещениях бывшего авиазавода в районе нынешнего симферопольского радиорынка, а Рыбалко вскоре уехал в Москву. Но, как рассказывала мама, Ивана отец запомнил. Тот был передовиком, которого всегда ставили «нашему разбешаке» в пример. Не горделивым был Рыбалко, охотно помогал, советовал, хотя сам был ещё молодым. Потом Ивана направили в столицу учиться в специализированный техникум, а у отца моего с этой работой  не сложилось - своё нашёл в шофёрском деле. О том, что знаком был с Иваном Рыбалко - добрым парнем с серьёзными глазами и умелыми руками, отец часто вспоминал на фронте: он воевал в танковой армии генерала Павла Рыбалко и в шутку говорил друзьям, что в юности работал с «сыном» командарма. Мама рассказывала, что даже какую-то фронтовую газету присылал, в которой был указ о награждении земляка «Золотой Звездой», жаль только, не сохранилась она. Папу примерно в это же время медалью «За отвагу» наградили, так он писал: «Не зря мне Ивана-мастера в пример ставили, он опять - передовик, да и я не подкачал - бьём фашистов, как надо». Мама говорила, что папа мечтал вернуться в Симферополь и, взяв на плечи мышку-малышку (так называли меня, родившуюся за год до войны), разыскать «сына» командарма, чтобы вспомнить молодость. Но не судьба - отец пропал без вести при взятии Берлина, а Иван Рыбалко, как оказалось, погиб за несколько месяцев до штурма вражеского центра. Теперь в День Победы я обязательно кладу цветы и к Вечному огню в парке имени Гагарина - в память о папе, и к гранитной плите рядом, где выбита фамилия симферопольского Героя Советского Союза Ивана Рыбалко. Словно соединяю их, защитников, веточками сирени.

Комбат на Одере

Кроме Московского техникума лёгкой промышленности, Иван Рыбалко окончил в столице и Краснознамённое военно-пехотное училище имени Верховного Совета РСФСР. А потом была война и первые тяжёлые бои лейтенанта уже под Смоленском. В его жизни было всё: атаки и отступления, потери товарищей, ранения в июне 1942 и марте 1944-го, тревожные мысли о родных, оказавшихся в оккупированном Крыму, и вера в
Победу. В начале 1945-го начштаба 3-го мотострелкового батальона бригады верилось в это особенно. Его родной Крым, весь Советский Союз уже были освобождены от фашистов, совсем немного оставалось до Берлина, к которому рвалась его 4-я танковая армия в составе 1-го Украинского фронта.
На пути стала река Одер у городка Кёбен (ныне посёлок Хобения в Польше). Но и она не остановила атаку - 25 января форсировали ледяную воду. Иван Рыбалко заменил раненого командира батальона. «Противник вёл интенсивный огонь, но, несмотря на опасность, Гвардии капитан непосредственно руководил переправой личного состава, используя подручные материалы. Сам Рыбалко одним из первых форсировал Одер и с кучкой бойцов в течение дня отбил тринадцать вражеских атак. Личный героизм командира батальона воодушевлял бойцов и в ожесточённых боях по расширению плацдарма и очищению от противника местечка Кёбен, люди Рыбалко сражались исключительно смело. Товарищ Рыбалко лично уничтожил двух вражеских солдат», - строки из представления к званию Героя Советского Союза. Героизм и решительность нашего земляка позволили создать и удерживать плацдарм на берегу, уничтожить более 200 фашистов, захватить почти сотню пленных и множество оружия. А через неделю после того представления Иван Фёдорович погиб. Похоронили симферопольца на площади освобождённого Кёбена. К сожалению, узнать, сохранились ли до наших дней в том польском городке могилы Ивана Рыбалко и ещё сотен наших воинов, освобождавших мир от фашизма, не удалось.
В каталоге учтённых захоронений погибших там нет сведений об этом. Вспомните земляка, симферопольцы.

Кстати

Бригада, в которой воевал наш земляк, существует и сейчас - отдельная мотострелковая. У подразделения славное боевое прошлое. Создано оно в 1943-м на базе бывшего 210-го мотострелкового полка, созданного 80 лет назад в Пермском крае. Полк первые бои принял на Халхин-Голе в том же году. Потом Великая Отечественная - оборона Москвы, за которую награждён орденом Красного Знамени. Потом уже 6-й Гвардейский полк, 17-я бригада награждены за освобождение Львова орденом Суворова, за Ратибор и Бискау - орденом Кутузова, за польские города - орденом Богдана Хмельницкого, а за взятие Берлина - вторым орденом Красного Знамени. А ещё за освобождение польского города Петракув ей присвоено почётное наименование Петракувская. В конце пятидесятых прошлого века бригада стала 81-м мотострелковым полком. И уже в судьбе его бойцов были Чехословакия в 1968-м и первая Чеченская кампания в 1994-1995 годах.

Наталья ПУПКОВА.