Бешуйское сражение

Самое крупное у крымских партизан

12 Февраль 2019 1735
Братская могила на месте боя. Тогда тоже была снежная зима.
Братская могила на месте боя. Тогда тоже была снежная зима.

Оно завершилось ровно 75 лет назад - 12 февраля 1944-го. Пожалуй, самое крупное сражение партизан нашего полуострова с фашистами в Великую Отечественную. Бой, во время которого народные мстители уничтожили около полутысячи гитлеровцев, захватив автомашину, оружие и вновь доказав, что за свою землю наш народ готов сражаться до последнего. Как те 18 героев, погибших под деревенькой Бешуй.

В их честь на правом берегу реки Альма в крымском заповеднике в 1962-м поставили обелиск из чёрного мрамора. Здесь, в братской могиле, похоронены народные мстители из Южного соединения партизан Крыма. На мемориальной плите 17 фамилий: Мемет Апазов, Николай Бондаренко, Иван Гнатенко, Василий Гнатенко, Пётр Гвалия, В. Долуденко,
А. Зонов, Василий Кочкарёв, Яков Лагутин, Филипп Мельников, Борислав Нецецкий,
А. Петриченко, Николай Спаи, Евгений Тарнович, Герман Тайшин, Т. Тюрина, Яков Чёрный. Не все фамилии погибших в том бою. По каким-то причинам, например, не указали комсомольца Володю Олейникова из 3-го отряда, погибшего во время разгрома артиллерийской батареи фашистов на горе Белая. Нет и С. Макриди, Г. Лендорова, Ф. Сараглы, Н. Браженко, И. Лещенко, А. Шлапака,
И. Погодина, Т. Максутова из 6-го отряда. А кто-то пал не здесь: летом 1943-го во время прорыва из окружения погибли Николай Бондаренко, Михаил Апазов и Николай Спаи, в марте 1944-го Пётр Гвалия, а Иван Гнатенко и Герман Тайшин - в апреле, приняв неравный бой на Петровской балке в Симферополе. Но все они - бойцы Южного соединения - одни из героев, которым мы, нынешние, обязаны жизнью.
Уже чувствуя грядущее поражение на полуострове (ещё в ноябре 1943-го наши бойцы заняли плацдармы на Эльтигене, Перекопе, Сиваше), фашисты в начале февраля 1944-го решили покончить с ненавистным им партизанским соединением. Танки, артиллерия, полторы тысячи солдат они стянули к позициям 4-й бригады Христофора Чусси у нынешних сёл Доброе, Заречное, Партизанское.
И 7 февраля, после артподготовки с горы Белая, из Саблов и Бешуя двинулись в лес: прорвать оборону партизан, окружить, уничтожить. Силы были, конечно, неравные - партизан в три раза меньше. Но разведка сработала чётко: о планах фашистов народные мстители узнали, и командование продумало чёткий план. Бойцы шестого (командир Николай Дементьев, комиссар Андрей Сермуль), второго (Пётр Гвалия, Алексей Климов), седьмого (Матвей Гвоздёв, Алексей Палажченко) отрядов четвёртой бригады и третьего (Георгий Грузинов, Иван Догадин) отряда шестой бригады соединения выстояли. Много позже Николай Дементьев, отряд которого особо досаждал врагу, вспоминал в нашей газете: «Мы не могли отступить ни на шаг. Это наша, крымская, советская земля. А неподалёку, в долине рек Коссе и Мавля, были гражданские лагеря нашей бригады, наши земляки,  ушедшие из уничтоженных врагом сёл, наши родные, раненые друзья, женщины, дети. Мы должны были стоять насмерть, чтобы не допустить прорыва фашистских карателей в тыл. И мы выстояли тогда. Пять дней продержались. Победили. Фашисты потом в Симферополе полтысячи гробов заказали. Гитлеровцев было больше, но на нашей стороне - правда, Родина. Тем и сильны».
Перемещаясь с места на место, отстреливаясь, то вызывая огонь на себя, то специально отступая, партизаны, уничтожив артбатареи противника, пропустили врага к горе Абдуге, в узкую ложбинку речки Сухая Альма.
И две красные ракеты, взмывшие в небо, стали сигналом к совместному большому победному бою. В панике враг начал отступать к Симферополю, но и там, на дороге, их уже ждали. Возобновить атаку враги пытались ещё несколько раз, но партизаны были начеку, смогли отбить. Фашисты отступили окончательно, признав, что тот бой с партизанами им был как сражение на фронте с равным количеством противника, чьи силы подкрепляла боевая техника.
Командир Южного соединения Михаил Македонский вспоминал, как освобождали партизаны отряда Матвея Гвоздёва 499-ю высоту, которую заняли фашисты, установив два пулемёта. «Появился связной. Он был ранен в ногу. «Где ранило?» - спрашиваю. «На высоте». «Значит, взяли?» «Взяли. Только двух Васей убило. Командир отряда приказал нашей группе обойти противника и внезапно ударить. Ну, мы, стало быть, поползли. Вася Кочкарёв, командир группы, впереди, мы за ним. Нас скоро обнаружили: высота голая, скрыться некуда. Тогда Кочкарёв вскочил, схватил пулемёт «шкода» и давай бить по врагам. Прижал их к земле, и мы проскочили чуть ли не до половины. Но тут со стороны ударил пулемёт, мы его раньше не приметили, меня ранило, а Васю насмерть. Лежим, думаем, конец. Хорошо, что командир отряда поднял другую группу и поспешил нам на помощь. Тут его ординарца Васю Гнатенко убило пулей навылет. Но высота наша, два пулемёта взяли. Фрицев побили, остальные убежали».
Их было 18 партизан, погибших в Бешуйском бою, 35 - ранены. Они выстояли под огнём, в морозные снежные дни, сумев защитить гражданский лагерь, свой лес, Крым, Родину. Чтобы спустя 75 лет потомки победителей могли провести реконструкцию того боя. Всё было почти по-настоящему на выходных в Симферопольском районе: форма, оружие, взрывы, выстрелы - в 8-й раз реконструкторы воспроизвели знаменитое сражение. Всё было почти по-настоящему, только выстрелы холостые, и после боя все «партизаны» вернулись домой.

Наталья ПУПКОВА.