Не самая радостная работа

29 Ноябрь 2018 686
Водители неохотно разговаривают с журналистами. Боятся, что начнут жаловаться, - уволят.
Водители неохотно разговаривают с журналистами. Боятся, что начнут жаловаться, - уволят.

Скрип микроавтобуса хорошо слышен возле остановки общественного транспорта. Водитель останавливается, пассажиры заходят. Такое ощущение, что все едут на каторгу. Пассажиров тревожат свои проблемы и стоимость проезда, водитель думает о том, как бы выжить в этом суровом бизнесе.

«Все думают, что наша работа - это клондайк, но это и труд, и не такие уж большие деньги». Севастопольский водитель Сергей не сразу соглашается поговорить. Просит не называть его фамилию, потому что боится последствий. В городе-герое он управляет «топиком». Так тут называются микроавтобусы Ford, Mercedes-Benz и другие.
На плечи водителя ложится многое - от бензина до штрафов ГИБДД. С учётом того, что в Севастополе камеры на каждом шагу, нужно быть осторожными. Кроме того, в конце дня водители платят работодателю.
- У нас есть план, который мы обязаны соблюдать, - поясняет Сергей. - Конечно, летом больше туристов, платить нужно тоже больше - машины забиты пассажирами. Зимой не так, бывает, ездим с несколькими пассажирами.
В среднем, на разных маршрутах люди платят около 5000 рублей в день работодателю. Это приличная сумма, хочется же и самому нормально получать, семью кормить надо.
Рабочий день начинается с раннего утра. Нужно пройти техосмотр и медосмотр, иначе на маршрут могут не пустить. В некоторых компаниях есть штрафы. Когда водитель выходит без осмотра, потом платит сверху ещё около 3000 рублей, хотя могут и уволить. Ремонт тоже за свои деньги. И это одни из самых больших расходов.
- У вас есть машина? Вы масло там меняете, небось, каждые 6-7 тысяч пробега, детали хорошие покупаете. Так многие делают. А у нас не машина - у нас рабочий инструмент. Если я буду тратить на неё такие же деньги, то по миру пойду. Конечно, многие ждут, пока детали совсем будут на грани, только тогда ремонтируют. Арифметика простая: меняешь деталь раз в полгода или год, выгода-то есть, - добавляет Сергей.
Он поясняет, что при этом до ситуаций на грани остановки топика водители стараются не доводить. Тем более что отвечают за жизни пассажиров, поэтому нет такого, чтобы людей возили на старом корыте, которое еле дышит.
Удаётся сэкономить разве что на мойке транспорта.
В Крыму появилось множество моек самообслуживания, на которых за 200-300 рублей можно помыть микроавтобус. Если не хочется мыть самому, придётся платить в 3-4 раза больше.
Сергей объясняет, что лихачить приходится из-за высокой конкуренции. Водителей много, заработать все хотят. Поэтому подрезают, выезжают не на свою полосу, а потом резко перестраиваются. Как говорится, хочешь жить - умей вертеться.
- Я часто слышу, мол, вы злые такие за рулём, - жалуется водитель. - А как иначе, когда нужно пахать. Вы ещё подумайте о том, что работа, по сути, монотонная, спина устаёт у многих. Да и пассажиры бывают разные. Как глянут, как скажут что-то со злостью, какое там настроение уже будет…
Разговор с Сергеем получается недолгий. Ему нужно выезжать на маршрут, впереди около часа поездок по улицам, на которых полно гонщиков на легковушках, недовольных людей и камер на столбах. Не самая радостная работа…


Фото автора.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.