Пойдёмте скорее за кулисы

28 Ноябрь 2018 763
«Иконостас» театра. Здесь есть даже портреты тех, кто уже не играет в труппе.
«Иконостас» театра. Здесь есть даже портреты тех, кто уже не играет в труппе.

Давно вы видели столпотворение у театра? А в Севастополе такое бывает регулярно. После того как театр им. А. В. Луначарского возглавил Григорий Алексеевич Лифанов, очереди у входа стали привычными. На спектакли «Анна Каренина» и «Мастер и Маргарита» билеты можно купить разве что за 1-2 месяца. Зазеваешься - будешь кусать локти. Мы разбирались, почему севастопольцы внезапно полюбили родной театр.

Другой мир

Театр им. А. В. Луначарского был построен в 1957 году. Открывал его маршал СССР Георгий Константинович Жуков. Об этом вы можете узнать на экскурсии по театру, которую проводит Дмитрий Кириченко. Это человек, влюблённый в свою работу. После разговора с ним идёшь в кассу и покупаешь билет на спектакль. Даже если не делал так десять лет.
Экскурсии по театру - ещё одно новшество, которое сделало его популярным. Дмитрий рассказывает, что в 2015 году начался этот необычный проект. Зрители получили возможность увидеть, что происходит за кулисами. Первые экскурсии вели актёры театра, но из-за насыщенного рабочего графика со временем перестали это делать. Тогда главным экскурсоводом стал Дмитрий.
- Мы начинаем с расписания, особенно его любят сравнивать школьники, - рассказывает наш собеседник. - Наше расписание составляется только на неделю. Слева мы пишем информацию для нас: репетиции, танцевальные классы и многое другое. Справа - то, что мы показываем зрителю. В скобках у названий стоят цифры. Это количество спектаклей. Например, у нас есть долгожитель - «Фабричная девчонка», который зрители увидят в 92-й раз (на время нашей беседы. - Ред.).
В расписании указаны составы. Есть правило: когда одну роль играют два актёра, в день спектакля оба должны быть в городе. Если с одним из них что-то случится, второй должен за полчаса примчаться в театр, надеть костюм и выйти на сцену. Сотни зрителей не должны ждать ни минуты.
Во время экскурсии гости театра обязательно заходят в буфет. Кстати, он есть не во всех храмах Мельпомены. Но здесь буфет работает каждый день - без выходных. Это производственная необходимость. Когда проводишь в театре 12 часов подряд, нужно откуда-то взять силы держаться на ногах.
Дальше - пространство под сценой. Темно, страшно, интересно. Достопримечательность - поворотный круг. Эта конструкция помогает быстро менять декорации. Но есть и минус. Театр не может проводить гастроли там, где нет поворотного круга.
Гордится театр и тем, что в нём созданы условия для людей с ограниченными физическими возможностями. Конструкция, напоминающая велотренажёр, стоит у одного из служебных входов. Она позволяет всем любителям актёрского мастерства посмотреть спектакли.

Вспомните лысых

Во время путешествия по закулисью многие радуются одному из сотрудников театра - собаке Мане. Она давно работает, справляется с задачами исправно. Это заметно по тому, какая Маня упитанная. На хлеб с маслом она точно зарабатывает. Собака виляет хвостом возле декораций, бежит к грузоподъёмному лифту за гостями. Здесь они могут увидеть конструкции, из которых потом складываются другие миры. Среди различных предметов видна табличка «Варьете» из «Мастера и Маргариты» - её поклонники спектакля замечают сразу.
- Мы стараемся делать эксклюзивный продукт, - поясняет Дмитрий. - Бывает и так, что дамы у нас спрашивают про платья, пытаются узнать телефоны мастериц. Реквизит мы также создаём сами. Кстати, есть ещё такое понятие - «исходящий реквизит». Это еда или напитки, всё настоящее. Только алкоголя нет на сцене - запрещено.
Постепенно мы доходим до сцены. Из-за кулис она выглядит совсем другой. Возле сцены - стол для реквизита. На нём всегда все вещи лежат в строгом порядке. Актёры выбегают на секунды, за кулисами кромешная тьма, нужно всё хватать на ощупь.
Перед выходом на сцену Дмитрий поясняет - ступать нужно только с правой ноги. Такая традиция. На вопрос о том, какое суеверие он считает самым любимым, отвечает не задумываясь.
- Многие знают, что если актёр уронил текст, он должен сесть на него как можно скорее, - рассказывает наш экскурсовод. - Но после этого ещё нужно вспомнить пять лысых людей.
Со сцены видна роскошная люстра над креслами зрительного зала. Она приковывает внимание своим блеском. Вечный вопрос зрителей - как эту красоту моют. Оказывается, что перед открытием сезона приглашаются старейшие работники театра, и все вместе моют люстру. Это коллективное занятие, многолетняя традиция.
Во время экскурсии мы видим репетицию спектакля. Невольно возникает желание увидеть его из зала, посмотреть на игру актёров. И такие мысли посещают многих.
- У нас крутой художественный руководитель. С его приходом образовался дефицит театра в городе, - объясняет причину популярности спектаклей Аксинья Норманская, помощник главного режиссёра. - У нас своё художественное лицо, своя художественная политика, и она каким-то образом совпадает с тем, что зрители ждут от театра. Мне кажется, что это уникальное чувство сегодняшнего дня.
По словам Аксиньи Анатольевны, зрители приезжают на спектакли в Севастополь из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Екатеринбурга, Ярославля, Белгорода. Сам театр им. А. В. Луначарского отправляется в другие города на гастроли не как бедный родственник из провинции, а как равный гость. «Мы не портим общую театральную картину России, а даже украшаем её», - добавляет помощник главного режиссёра. С её словами мог бы кто-то поспорить, но раскупленные билеты - лучшее доказательство. Главное, что в XXI веке у крымчан снова появилась любовь к театру.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.