Человек театра и патриот Крыма и России

28 Ноябрь 2018 781
Владимир Коренев. Фото с сайта 24smi.ru
Владимир Коренев. Фото с сайта 24smi.ru

Многие помнят Владимира Коренева красавцем Ихтиандром в фильме «Человек-амбифия» по одноимённому научно-фантастическому роману Александра Беляева. Картина стала лидером советского проката в 1962 году и принесла невиданную в то время славу молодому артисту. Фильм получил одну из самых престижных премий - «Серебряный парус», а исполнителя главной роли через тридцать лет наградили призом за самую продолжительную актёрскую популярность. Фильм, снятый в крымской бухте Ласпи, остаётся любимым и после новой многосерийной экранизации по мотивам известного романа 2004 года - «Человек-амфибия. Морской дьявол».

«Жить надо днём сегодняшним»

К чести молодого актёра, он не пошёл на поводу у режиссёров, пытавшихся эксплуатировать его в амплуа романтического героя. Владимир несколько лет отказывался от многочисленных предложений и с удовольствием выходил на театральную сцену. А появиться на экране согласился, когда Иван Пырьев пригласил на роль подлеца в фильме «Свет далёкой звезды» по одноимённой повести советского классика Александра Чаковского. И понял, что характерные роли ему интереснее, чем романтические.

- Владимир Борисович, мне кажется, вы не любите вспоминать о том фуроре, который произвели 57 лет назад.

- Мне вообще не свойственно ностальгическое чувство. Живу сегодняшним днём, а он всегда устремлён в будущее.

- Слава, популярность - не главное в жизни?

- Нет, конечно. Для меня нужнее простые человеческие радости, семья, которую я ни на что не променяю.

- Вы - человек театра?

- Безусловно. Кино сравниваю с любовью по телефону. Помнится, это говорил вам ещё при нашей первой встрече на «Боспорских агонах» лет пятнадцать назад. Мне определение так понравилось, что не раз ещё повторял. Театр - то единственное, что привязывает нас к настоящей российской культуре. Эстрада нынешняя ведёт к деградации общества. Этот заполонивший телеэкран примитивный шоу-бизнес ничего общего не имеет с культурой. В отличие от кино, театр хорош тем, что на сцене не проводишь время, а проживаешь минуты вдумчивости. На сцене ты индивидуален.
И зритель не рядом, не перед, а вместе с тобой.

- Сценой вы «заболели», насколько мне известно, в Таллине, а как там оказалась севастопольская семья?

- Для семьи военных переезды - дело обычное. Севастополь, где я родился, - родной город матушки. Она украинка, из семьи крестьян, фамилия в девичестве Орличенко. Мама была добрым, весёлым человеком. Красавица. Певунья. Готовила отменно! И настоящая офицерская жена. Отец учился в Севастопольском военно-морском училище, куда приехал с берегов Амура. Он по бабушке - бурятских кровей.
Я больше на него похож. Значит, и на бабушку, православную старообрядку. Отец всю войну прослужил на Чёрном море, участвовал в Керченском десанте. Мы с мамой и сестрой в начале войны прятались в штольнях завода шампанских вин, потом с другими семьями офицеров были эвакуированы. После войны жили в Ялте. Потом отца откомандировали на Дунайскую флотилию в Измаил. После этого служил в Китае, помогал создавать флот в Циндао, на берегу Жёлтого моря. Новое назначение - Балтийский флот. Так мы попали в Таллин. Одноклассница Лариса Лужина привела в драмкружок, где не хватало мальчиков. Там я окончательно определился с профессией. Двенадцать человек из нашего кружка стали актёрами, четверо - народные артисты России: Лариса Лужина, Игорь Ясулович, Виталий Коняев и я.

- В театр после окончания ГИТИСа вас пригласил сам Михаил Яншин. По фильму оценил?

- По дипломному спектаклю «Ночь ошибок» по пьесе английского драматурга Оливера Голдсмита. И это было удачей, которая переросла в творческое счастье. Фердинанд в «Коварстве и любви» Шиллера, Де Гиш в «Сирано де Бержерак» Ростана, Великатов в «Талантах и поклонниках» Александра Островского, профессор Преображенский в «Собачьем сердце» Михаила Булгакова - роли, о которых только мечтать можно было! А сколько их ещё было и, надеюсь, будет.

- Вы играете в новаторском спектакле «Синяя птица» по сказке Мориса Метерлинка шестилетнего Тильтиля, а ваша жена - пятилетнюю Митиль. Красивая феерия идёт с большим успехом, несмотря на масштабность - продолжается в течение трёх вечеров. Как вам в этих образах?

- Они нам очень подошли. Спектакль действительно новаторский. Успех его в том, на мой взгляд, что режиссёр Борис Юхананов соединил путешествие по Метерлинку с нашими личными с Алей воспоминаниями о военном детстве, родителях, съёмках, спектаклях, коллегах по театру. Мы с удовольствием помогаем режиссёру воплотить замысел, который он выразил словами: «Сказка - чудесное зерцало, проникнутое самыми глубинными мотивами. В нём может отражаться театр со своей реальной судьбой». То, что создано по философской притче лауреата  Нобелевской премии по литературе о вечном стремлении человека к познанию бытия и достижению счастья в любви и взаимопонимании, - это наше с режиссёром общее видение.

- Совершенно иная роль - в спектакле по драме немецкого символиста Герхарта Гауптмана «Перед заходом солнца», где я вначале вас просто не узнала, а потом была потрясена игрой.

- Почему не узнали и чем потрясены?

- Не узнала в лохматом, неухоженном старике на сцене подтянутого моложавого мужчину, элегантности которого впору позавидовать многим молодым людям. А потрясена - пронзительной, без надрыва, передачей нешуточной страсти человека, переживающего личную трагедию, заплутавшего между истинными и мнимыми ценностями.

- Какой же я артист, если бы не умел этого, не боясь быть непривлекательным, смешным или жалким? Чем больше отличаются роли, тем интереснее.
В этом непростом спектакле через семейную драму раскрывается трагедия целого государства, которое саморазрушилось и погрузило мир в состояние войны. В метафорическом пространстве сцены решается вопрос - что нам мешает уйти от ошибок и начать ценить жизнь?

«Актёрами рождаются, режиссёрами - становятся»

- Слышала, что ставите спектакль. Это первый режиссёрский опыт?

- Первым был спектакль по роману Шодерло де Лакло «Опасные связи». Сделал инсценировку давно, но тогда ко времени не пришлась. А семь лет назад главный режиссёр Архангельского театра драмы имени Ломоносова, мой приятель Пётр Орлов предложил осуществить давнюю задумку. И я поставил там спектакль о страстях человеческих, считая, что искусство должно говорить о фундаментальном в человеке: ощущении красоты мира, любви, размышлениях о жизни и о смерти. Понял, что профессия режиссёра мне по силам и по актёрскому опыту.

- А какая тема вдохновила на этот раз?

- Вместе с поэтом, композитором, актёром Леонидом Лютвинским взяли за основу знаменитую пьесу «Служанки» французского драматурга Жана Жене и фильм «Бульвар Сансет» американского режиссёра Билли Уайдлера  о трагедии забытых звёзд Голливуда. Пьесу у нас знают по одноимённому спектаклю Виктюка, поставленному как балет. Очень красивому. Но мне никто из посмотревших его не мог пересказать сюжет. А пьеса - о человеческих комплексах, порождающих ненависть к ближнему, которая часто заканчивается самым страшным - убийством. Спектакль наш называется «Служанки бульвара Сансет».

- В какой роли увидят вас зрители в новом театральном сезоне?

- В масштабном проекте Бориса Юхананова «Пиноккио» из пяти частей, в основе которого пьеса Андрея Вишневского. Это не воспроизведение всем известной сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио» об ожившей деревянной кукле, которую у нас называют Буратино. Это многоплановая фантасмагория, в которой я принимаю образ Короля.

- Ваша любовь к месту, где родились, не иссякает?

- И никогда не иссякнет! Пока есть силы, буду приезжать в Крым и на гастроли, и на отдых с семьёй. И на «Боспорские агоны» - один из лучших фестивалей, народный в самом высоком смысле этого слова. Восстанавливающий подлинную историю, пропагандирующий истинную культуру, театр, прославляющий героическую керченскую землю. На открытой площадке у подножия Митридата вот уже двадцать лет идут спектакли по пьесам Софокла, Еврипида, Плавта, Теренция, по мировой классике. Люди, которые, возможно, никогда не читали ни Аристофана, ни Шекспира, смотрят и сопереживают героям. Здесь оживает история. А я здесь дышу воздухом Родины.
Я - абсолютный патриот Крыма, России.

Досье

Актёр театра и кино, народный артист России Владимир Борисович Коренев родился 20 июня 1940 года в Севастополе в семье будущего контр-адмирала Бориса Леонидовича Коренева. После окончания в 1961 году ГИТИСа служит в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского (с 2013 года «Электротеатр Станиславский»). Играет не только на сцене, но и активно снимается в кино. В его творческом арсенале - яркие роли в театре и в фильмах, среди которых - «Рудин», «Неизвестные страницы из жизни разведчика», «Дети Арбата», «Алхимик», «Трюкач», «Орлова и Александров». 57 лет в счастливом браке с актрисой Алефтиной Константиновой. Их дочь Ирина Коренева играет на одной сцене с родителями.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.