Путь адмирала

Как Севастополь влиял на судьбу Колчака

13 Ноябрь 2018 852
Командующий флотом Чёрного моря Александр Колчак.
Командующий флотом Чёрного моря Александр Колчак.

Если бы в городе-герое Василию Ивановичу повезло чуть меньше, карьера Верховного правителя России могла бы и не начаться. Да что карьера - жизнь. Тогда не появился бы на свет Александр Колчак. В Севастополе начался, по сути, и последний путь адмирала. Со дня рождения командующего флотом Чёрного моря, так его должность называли в Первую мировую, исполнилось 145 лет.

Морской учёный

По некоторым данным он появился на свет позже: исследователи обнаружили метрическую книгу в церкви села Александровское под Санкт-Петербургом с записью, что сын Александр в семье морского офицера-артиллериста Василия Ивановича Колчака и его жены Ольги Ильиничны родился 4 ноября, а крещён
15 декабря 1874-го. Но в автобиографии адмирал указывал 1873-й. Супруги поженились за два года до появления первенца, причём Ольга на 18 лет была моложе своего избранника: родилась в 1855-м. Тогда Василий Колчак воевал в Севастополе, был помощником командира батареи Малахова кургана. За спасение укрепления 4 августа 1855-го награждён солдатским Георгиевским крестом, но через две недели, во время последнего вражеского штурма его тяжело ранили. В бессознательном состоянии  военного пленили французы. Вернувшись из плена, Василий окончил горный институт. Много позже, кроме трудов по сталелитейному производству, военный инженер написал и воспоминания о Крымской войне, о боях за Севастополь.
В этом городе доведётся служить и его старшему сыну Александру, кавалеру многих орденов, в том числе и Святого Георгия. Парень успешно окончил Морское училище в Санкт-Петербурге, перед самым выпуском уступив свою золотую медаль однокурснику, которого считал более достойным награды. А для него, мечтавшего о кругосветном плавании, лучшей наградой стала премия учёного-географа Петра Рикорда. Александр Колчак вполне мог войти в историю как гидрограф, написавший несколько научных работ. Данные для них он собрал в трёх кругосветках. Перед первой в Северном Ледовитом океане, куда он отправился на поиски Земли Санникова вместе с учёным Эдуардом Толлем, обручился с Софией Омировой. Есть в окраинном Карском море Северного Ледовитого два острова - Софья и Колчак: первый он открыл и назвал в честь любимой, второй его именем окрестил уже Толль. Они, несмотря на разницу в возрасте, были дружны с будущим адмиралом. Именно Колчак добился, чтобы появилась экспедиция по розыску барона и его товарищей, ушедших вновь на Север в 1902-м. Найти смогли последнюю стоянку, а вот тела - нет, хотя в книге и фильме «Земля Санникова» офицер, прообразом которого, без сомнения, был Колчак, докладывал, что «тело барона Штолля обнаружено». Погибнуть от цинги и воспаления лёгких в тех поисках мог и сам Александр Васильевич, но, видно, судьба отвела ему иную роль. Ещё нужно было осваивать Северный морпуть; составлять гидрографические карты, которыми потом больше ста лет пользовались исследователи Севера; проектировать ледоколы «Таймыр» и «Вайгач»; оборонять Порт-Артур; готовить Боспорскую операцию в Чёрном море...
А первая любовь Софья всё ждала его, отправляя трогательные письма. Ей довелось похоронить двух дочек, чудом с маленьким сыном выбраться из осаждённой морской базы на Балтике, а в Севастополе создать санаторий для раненых. Из города-героя в 1919-м ей и сыну помогли выехать англичане. До конца жизни она работала швеёй, большую часть заработка вложив в установку памятника воинам Белой Армии России на кладбище под Парижем, куда нанесла и фамилию Александра Васильевича. Софья Фёдоровна простила ему и «семью по переписке», когда из 16 лет брака от силы три года были рядом, и его новую любовь, первое время просто платоническую, - Анну Сафонову (Тимирёву). Мы все знаем её по эпизоду в фильме «Бриллиантовая рука»: помните уборщицу, спрашивающую у героя Юрия Никулина, куда он на ночь глядя? Женщину, за годы тюрем и испытаний не растерявшую красоту и обаяние, много лет спустя иногда приглашали в массовку «Мосфильма».

На Чёрном море

Они познакомились перед назначением Александра Колчака командующим Черноморским флотом: муж Анны служил вместе с ним. Разница в двадцать лет и подрастающие в семьях сыновья не помешали любви, что называется, с первого взгляда. Перчатка и фотография Тимирёвой стала талисманом для моряка, а женщина готова была идти с ним до конца, даже умоляла, чтобы большевики в 1920-м казнили их вместе.
Александр Колчак прибыл в Севастополь летом 1916-го. Он уже показал себя умелым и знающим командиром во время русско-японской войны. На Балтике ему поставили цель: подготовить и провести весной 1917-го операцию в проливе Босфор, чтобы отразить набеги немецких крейсеров «Бреслау» и «Гебен». Через день после назначения Александр Васильевич одержал первую морскую победу на линкоре «Императрица Мария», сопровождавшемся крейсером «Кагул» и пятью миноносцами, принял бой с вражеским крейсером, лишь внезапный шквал помешал тогда уничтожить его окончательно. 20 октября 1916-го флагманский линкор взорвался и затонул. Александр Колчак считал гибель 225 человек (было ещё 85 тяжелораненых) и лучшего корабля флота своей виной, хотя ему тогда удалось спасти весь Севастополь, затопив пороховые погреба. Императору Николаю Второму пришлось даже направить офицеру бумагу, что не винит его ни в чём и полностью доверяет, ожидая удачного проведения Босфорской операции. Осуществить её помешала Февральская революция, но Черноморский флот сохранял боеспособность. Вице-адмирал знал и уважал каждого младшего офицера и матроса, хотя мог за дело отругать.
И революцию февраля 1917-го он принял, рассчитывая, что «она внесёт энтузиазм и даст возможность победоносно закончить Мировую войну». Не мог тогда никто предвидеть, что до окончания войны ещё пройдёт несколько лет, миллионы погибнут, а Мировая перерастёт для России в самую страшную - Гражданскую.
Но тогда, летом 1917-го, вице-адмирал Александр Колчак, стоя перед командой нового флагмана флота «Георгия Победоносца», передал матросу кобру с револьвером со словами: «Море наградило, ему и возвращаю», бросил за борт саблю, почётное Георгиевское оружие, полученное за бои с японцами. За несколько часов до этого Севастопольский совет революционных матросов отстранил его от командования флотом. В Петрограде он подал рапорт об отставке, а уже осенью его, не принявшего новую революцию, выбрали Верховным правителем белого движения России.

Служу Отечеству

Он писал тогда жене Софье: «Служу Родине, моей Великой России, как служил во все времена, командуя кораблём, дивизией, флотом. Моё звание Верховного правителя - должность служебного характера.
И я клянусь до последнего служить государству Российскому - моему Отечеству».
 Одни считают Александра Колчака вспыльчивым, позволявшим себе жестокое обращение с подчинёнными. Другие видят в нём справедливого правителя и  воплощение мужественного воина: в русско-японскую, ещё не оправившись от полученных в экспедиции пневмонии и ревматизма, добившегося назначения в Порт-Артур, где при входе в бухту устанавливал минные заграждения. Патриота Отечества, заявившего в ответ на предложение за военную помощь передать финнам часть Карелии, что не торгует Россией. Офицера, отдавшего жизнь за Родину. У каждой из сторон свои аргументы. Время и история разберутся в истинной роли военного и политического деятеля.
Его арестовали в январе 1920-го в Иркутске после передачи полномочий Антону Деникину. Анна Тимирёва, с которой уже два года они не расставались, служила переводчиком при управлении делами и упросила большевиков арестовать и её. Редкие записки, казнь адмирала 7 февраля - он отказался завязать глаза, как делали тогда приговорённым. Её просьба выдать тело, чтобы похоронить по-христиански, не могла быть исполнена: казнённого просто сбросили в прорубь на притоке Ангары - Ушаковки. Так, вдали от любимого адмиралом Чёрного моря, окончилась история его жизни, овеянная славой, легендами, подвигами, предательством и любовью к Отечеству.

 

Кстати

В Севастополь Александр Колчак всё же «вернулся»: в 2007 году в городе-герое снимали фильм о его судьбе «Адмиралъ». Кроме того вот уже несколько лет предлагается установить ему памятник в городе, который в Крымскую войну защищал отец адмирала, а в Первую мировую и он сам.

Анна Тимирёва со своим сыном Владимиром от первого мужа. «Пасынка Колчака» ждала тяжёлая судьба, в 1938 году его расстреляли.

Наталья ПУПКОВА.