Дорога в памяти

Как «Крымская правда» о главном пути писала

3 Ноябрь 2018 1025

В наши дни Крымская железная дорога, как и весь полуостров, - в ожидании запуска движения по железнодорожной части Крымского моста. Лишь электрички да тепловозы с несколькими грузовыми вагонами по рельсам ходят, в былые же времена железнодорожные рельсы были главным путём на полуостров. А потому наша газета рассказывала о железной дороге и её сотрудниках часто, тем более и косвенное отношение к ней имеет, благодаря редактору «Таврической правды», появившейся 100 лет назад.

Виктор Алексеевич Шаталов, один из создателей газеты, - сын машиниста, участвовавшего ещё в революции 1905 года. Спустя 7 лет после создания «Таврической правды» мы рассказали о том, что «мастер-ремонтник Симферопольской станции Екатерининской железной дороги (это имя она носила до 1946-го, когда переименовали в Сталинскую. - Ред.) Николай Сидоренко удостоился высокой награды - ордена Трудового Красного Знамени РСФСР, став одним из первых награждённых этим новым знаком отличия Советской России». А вот уже номер «Красного Крыма» за 2 февраля 1939-го с рассказом о предстоящем открытии XVIII съезда ВКП(б), вызвавшем «огромный производственный подъём рабочих и служащих Симферопольского депо». Они развернули в цехах и бригадах предсъездовское социалистическое соревнование. Рабочие решили организовать стахановскую вахту борьбы за досрочное и высококачественное выполнение плана первого квартала. «Свои обязательства рабочие уже подкрепляют делами. Токарь-стахановец Енилеев 28 и 29 января на обработке деталей выполнил сменные задания на 215 и 270%. Слесарь 1-й комплексной бригады Терещенко 28 января на ремонте поршня и золотника довёл выработку до 221%. Машинисты паровозов решили встретить день открытия съезда партии новыми производственными подарками. В честь XVIII съезда ВКП (б) машинист Рудзинский провёл полновесный поезд из Симферополя в Севастополь со скоростью в 35,5 км/ч при задании 30,6 км, нагнав в пути 24 минуты. Перевыполняют нормы технических скоростей машинисты Коваль, Мареш».
Через два с половиной года грянула Великая Отечественная война. Как сложилась судьба всех передовиков, неизвестно, наверняка многие из них ушли на фронт, может, кому-то удалось дожить до Победы. Но точно известно, что не дождался победных залпов салюта машинист Мареш, перевыполнивший в феврале 1939-го норму технических скоростей. В начале войны Ивана Антоновича, тогда уже машиниста бронепоезда, фашисты расстреляли на станции Сарабуз. В 1966 году столичную улицу назвали именем погибшего. Да и сама станция Симферополь в Великую Отечественную вой­ну много раз оказывалась под ударами фашистских бомбардировщиков. Отступая, 12 апреля 1944 года гитлеровцы её вообще уничтожили направленными взрывами.
Впрочем, совсем скоро, 20 апреля 1944-го, через 7 дней после того, как враги были изгнаны из города, «Красный Крым» рассказал, что сотрудники всех железнодорожных служб, оставшиеся в городе, уже проводят восстановление станции. Расчищать, ремонтировать пути и оборудование им помогают многие местные жители, от мала до велика: «Все чувствуют, что восстановление железнодорожного сообщения с Крымом - очень важно». И уже в первых числах мая 1944 года железнодорожное сообщение во все направления по Крыму и за его пределы удалось восстановить. В 1946 году в Симферополе заложили и новое здание городского железнодорожного вокзала - взамен разрушенного врагом. Автором проекта нового здания из инкерманского белого камня стал Алексей Николаевич Душкин, трижды лауреат Сталинской премии. И вопреки домыслам, строили здание столичного железнодорожного вокзала не только немецкие военнопленные: они были лишь подсобными рабочими, а основные работы вели железнодорожные и строительные организации города, даже домохозяйки, пионеры и комсомольцы приходили помогать - поистине всенародная симферопольская стройка. 67 лет назад, 15 декабря 1951 года, наша газета рассказала, что симферопольцы с полным правом называют новый городской вокзал «настоящим дворцом», «белым лебедем». «Светлый камень снаружи, светлые залы, лепнина на стенах и потолке, бронзовые люстры, панели из мрамора, картины, шёлковые драпировки, пальмы в кадках, - сразу создаётся впечатление, что находишься в настоящем дворце».
О героях-железнодорожниках (в том числе о группе подпольщиков станции, возглавляемых Виктором Кирилловичем Ефремовым) Андрее Брайере, Николае Соколове, Иване Вейде, Фоме Плотникове, Михаиле Наумове, Семёне Федосеенко, Александре Сколотенко, Екатерине Баженовой, Надежде Усовой, Людмиле Терентьевой (Ефремовой) «Крымская правда» рассказывала часто. И о том, что в 1965-м в честь руководителя группы назвали станцию Ефремовской на линии Джанкой - Остряково. В 1991-м наша газета сообщила, что на перегоне Элеваторная - Пролётная появился памятник кавалерам ордена «За личное мужество» - машинисту столичного депо 37-летнему Анатолию Борисовичу Черных и его 27-летнему помощнику Александру Евгеньевичу Данилову. Эти парни своими жизнями заплатили за спасение пассажиров скорого поезда Минск - Симферополь №93. Это случилось 30 лет назад, 5 ноября 1988-го, на этом перегоне: грузовик с полным кузовом железобетонных блоков выскочил на рельсы под запрещающий сигнал семафора. Железнодорожники начали экстренное торможение, им удалось резко сбросить скорость и избежать катастрофы, но вот сама кабина электровоза, в котором находилась бригада, всё же врезалась в грузовик. Теперь, когда мимо проходят составы, их бригады долгим сигналом чтят память своих погибших коллег. Вот такая она, железнодорожная память.

Наталья ПУПКОВА.