Николай Караченцов: Я всегда хотел быть первым артистом в мире

31 Октябрь 2018 755

Это признание Николай Петрович сделал в самом начале нашего разговора на Ялтинском кинофестивале в далёком уже 1997 году.

Незабываемой была неделя общения с выдающимися российскими артистами, для которых к набережной города пришвартовался корабль река-море «Александр Грибоедов». Каждый вечер собирались в кубрике, где веселились от души Михаил Пуговкин, Сергей Шакуров, Светлана Тома, Эмиль Лотяну, композитор Евгений Дога, Дмитрий Астрахан, Святослав Бэлза. Николай Караченцов не претендовал на роль «первой скрипки», но приковывать всеобщее внимание у него получалось само собой. Что тут скажешь - всенародный любимец. Актёр и Человек, о котором говорят - с большой буквы, осуществивший свою мечту - быть первым.
Любимый и почитаемый. На каждый юбилей поздравительную телеграмму артисту присылал президент России Владимир Путин.
И на 60-летие, когда актёр, здоровый и красивый, с лучезарной улыбкой выходил на сцену родного «Ленкома» в бенефисном капустнике, и на 70-летие, омрачённое недугом после автомобильной катастрофы.
И вот он ушёл. Не дожив всего лишь день до 74-летия. Скорбя, мы вспоминаем его роли в театре, в кино, на эстраде. Его талант был столь ярким и многогранным, что каждый его выход на сцену, появление на экране становилось праздником для зрителей. А он признавался, что жизнь в «Ленкоме», который называл не иначе, как домом, - каждодневный праздник.
В знаменитом театре он царил и властвовал. Среди «театральных глыб», главная из которых - сам Марк Захаров. На спектакль «Юнона и Авось» поклонники ходили по десятку раз, занимая очередь за билетом с ночи. Сосчитать ли, сколько сыграно им героев, олицетворяющих яркое обаяние мужской силы, мощной энергетики, заразительного темперамента? Шурка Басаргин в «Дыме отечества» по Константину Симонову, Карабанов в «Колонистах» Антона Макаренко, Солдат в «Прощай, оружие!» по Эрнесту Хемингуэю. С мятежного Уленшпигеля в «Тиле» Григория Горина по Шарлю де Костеру началась его репутация актёра, блестяще владеющего мастерством мима, акробата и вокалиста. Отточенное сочетание музыкальной и пластической форм с проникновенной одухотворённостью позволяло делать то, что было не под силу другим. Николай с полной отдачей играл и Кота Базилио в «Золотом ключике» по Алексею Толстому, и Алексея в «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского, Смерть и Главу рейнджеров в спектакле по пьесе Пабло Неруды «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», Лаэрта в «Гамлете» Уильяма Шекспира, Меньшикова в «Шуте Балакиреве» Григория Горина. Но самым известным и непревзойдённым остаётся всё же романтический образ мятущейся души графа Резанова в «Юноне и Авось».
Более сотни ролей сыграно в кино. Миллионы зрителей восхитились его мастерством в фильмах «Благочестивая Марта», «Собака на сене», «Человек с бульвара Капуцинов». Легко узнаваем его голос в мультфильмах. Им говорила даже французская знаменитость Жан-Поль Бельмондо.
Николай Петрович любил приезжать в Крым. А уж как его здесь любили! Когда появлялся в Ялте на съёмках, проходу не было от поклонников и поклонниц, все старались заполучить автограф. Каждую съёмку здесь, начиная с «Собаки на сене», он вспоминал с удовольствием. Признавался: «Работа на киностудии «Ялта» - сплошное удовольствие. А уникальный Крым - это же просто земной рай».
 Когда наступило время телесериалов, актёр не стал ими гнушаться, снялся в «Петербургских тайнах» по роману Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы». В одну из наших встреч на вопрос, что привлекло в новом для него жанре, ответил, как всегда, честно и прямолинейно:
- Роль-то какая: эдакий русский Робин Гуд, вобравший в себя почти детскую наивность и лихую мужественность, бескорыстие. Такие люди - нравственный ориентир в обществе. Это по мне! Да и актёры какие рядом: Наташа Гундарева, Миша Филиппов… Я и раньше знал, что такое популярность, а после показа сериала письма стали приходить мешками. Вот вам - телевидение! Аудитория - не та, что в «Ленкоме» на 856 мест, где тружусь всю свою актёрскую жизнь. Телевидение может возвысить и унизить, растоптать, повести за собой миллионы. Я бы назвал его так: широкое окно в душу человека. И это надо понимать, и отвечать за свой продукт. Я очень рад, что сериал получил премию ТЭФИ. Значит, - не «фуфло». Вот в таких я готов сниматься.
В ту пору, когда Николай Петрович стал активно выступать с концертами, не могла не поинтересоваться, как успевает делать и это, трудясь без простоев в кино и на сцене.
С улыбкой пожал плечами:
- Да как-то само собой всё идет. Пел-то я во многих спектаклях. Вообще без музыки себя не представляю. Но драматический актёр не просто поёт - проживает песню. Как, скажем, Марк Бернес, Утёсов, Шульженко, потом Андрей Миронов, Алиса Фрейндлих, Миша Боярский… У них каждая песня - маленький спектакль. Надеюсь, у меня тоже.
- Своими самыми удачными «маленькими спектаклями» какие считаете?
- Своеобразной визитной карточкой стала песня «Леди Гамильтон» Володи Быстрякова. Потом был цикл песен и романсов, написанных им на слова Владимира Гуцаленко «Дорога к Пушкину», который меня просто покорил. Тем, что он не столько о самом гениальном поэте, сколько о Пушкине в нас. Главная цель «Дороги к Пушкину» - помочь пробиться сквозь толщу лет таким понятиям, как рыцарство, честь, благородство, достоинство. Ради этого никаких усилий и времени не жалко.
Не скрывал, что при всей любви к кино, эстраде, главным остаются сценические подмостки.
- Театр - мой Бог, - сказал он. - Ни в одном искусстве нет такого живого контакта со зрителем. Очень важно видеть глаза напротив, слышать дыхание в унисон с твоим. Но и без кинематографа - никак. Не имея возможности сыграть героев Вампилова в театре, снялся в «Старшем сыне». Счастьем было поработать с Евгением Леоновым! Он показал, как можно быть одновременно и комиком, и трагиком, и философом. А сколько доброты изливалось на нас с Мишей Боярским! Подбадривал, когда что-то не получалось, подкармливал принесёнными из дома бутербродами. Во время коротких передышек мог такое отчебучить, что мы от хохота животы надрывали. Встреча с Евгением Павловичем - поистине подарок судьбы.
А для многих стали подарком судьбы встречи с Караченцовым, тем более работа на одной сцене, в одном фильме. И, наверняка, они вспоминают в эти траурные дни особенно запавшие в душу его слова, ставшие почти изречениями. Среди них часто цитируемое сейчас: «Мужчина не имеет права соединять слова «я» и «устал». Он может один раз в жизни сказать: «Нет больше сил!» - и умереть».
Он не цеплялся за жизнь, а боролся за неё. И мы верили, что силы его ещё долго не иссякнут… Увы…

Досье

Народный артист РСФСР Николай Петрович Караченцов родился 27 октября 1944 года в Москве, на Чистых прудах, в семье художника-графика, заслуженного художник РСФСР Петра Яковлевича Караченцова и балетмейстера Янины Евгеньевны Брунак. В 1967 году окончил с отличием Школу-студию МХАТ и получил распределение в театр имени Ленинского комсомола (с 1991 года - «Ленком»). Лауреат Государственной премии РФ. Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». Был председателем жюри фестиваля актёрской песни имени Андрея Миронова, избирался секретарём Союза театральных деятелей России. Среди правительственных наград - ордена «За заслуги перед Отечеством», Почёта. Присуждены премии «Россиянина года» в номинации «Звезда России», «Шансон года», имени Андрея Миронова, Владимира Высоцкого, «Музей шансона». 27 февраля 2005 года получил серьёзную черепно-мозговую травму в автомобильной аварии. После длительного лечения выходил на сцену в мае 2007 и в октябре 2009 года на презентациях дисков с песнями из его репертуара. В 2013 году сыграл небольшой эпизод в фильме «Белые Росы. Возвращение». 12 октября 2016 года Московский фонд мира наградил Николая Караченцова золотым Орденом «Служение искусству». Умер 26 октября. Простились с актёром в театре «Ленком». Отпевание совершил патриарх Кирилл. Похоронен Николай Караченцов на Троекуровском кладбище.

Людмила ОБУХОВСКАЯ,
член Союза
кинематографистов России.
Фото с сайта fishki.net