Светлый мир Виктора Буня

17 Август 2018 747

Однажды нас пригласила к себе в гости Тамара Николаевна Смирнова, вдова известного крымского художника Виктора Васильевича Буня. В её доме мы переходили от картины к картине, останавливаясь то у пылающего в закатном солнце Чатыр-Дага, то у домика под черепичной крышей. Словно видения, вдруг возникали перед нашим взором скалы Кара-Дага, круто обрывающиеся в море, окутанные облаками вершины гор, знойные улочки старого Бахчисарая, разрушенный херсонесский храм… Это был Крым Виктора Буня. И вдруг - остановка.

- А сейчас, - сказала Тамара Николаевна, - вы увидите картину не совсем обычную. - И отворила дверь в другую комнату.
...Мы окунулись в безбрежную морскую даль.
В лицо веял свежий морской бриз. Непонятно: где море, где небо.… Хотелось вдохнуть в себя эту глубину, взлететь и парить в вышине, потом окунуться в волны и снова воспарить к небесам. И так - бесконечно…
Странное и удивительное свойство имеет живопись.
Я не знаю, какое настроение было у художника и что заставило его взяться за краски однажды туманным осенним днём.… Перед нами окно, за окном - осенний пейзаж. Там, по ту сторону, - прохладно, безлюдно. А по эту сторону оконной рамы - свет и тепло. Вот и астрам в вазе на подоконнике вольготно, их пёстрые головки «улыбаются», а деревянная оконная рама светится янтарём. Как, должно быть, покойно и удобно в этом доме (который мы не видим, но который мы можем домыслить) и как хорошо, наверное, в этом доме живётся. Мне приятно это настроение покоя и защищённости.
Виктор Васильевич - удивительный художник. Он философствующий лирик в своих пейзажах, пассионарен и трагичен в серии Бетховенских портретов. И рядом с этим - детскость, смешливость, юмористическое отношение к жизни. Одна «Баба с железками» чего стоит!
...Знаменитый Владимирский собор в Херсонесе сейчас сияет, как сказка.
А когда-то он стоял в страшной разрухе. Вместо купола - небо, внутри горы мусора, по которым бродили козы, собаки. И такой беспросветностью от всего этого веяло, что казалось: этому не будет конца. Слава Богу, что всё это в прошлом. Возрождённый собор засиял во всём своём величии.
И мало кто уже помнит о том, какую трагедию он пережил. А помнить надо.
И Виктор Васильевич оставил нам эту память сердца. То, что мы видим на его картине, - это даже не развалины. Это - реквием.
Ни один цифровой аппарат, ни одна современнейшая кинокамера не оставят нам свидетельства нашей жизни в тех красках и в том обаянии, как это может сделать художник своим искусством.
Виктор Васильевич Бунь рассказал нам о своём мире, каким он его видел, любил, понимал, в надежде, что всё это, собранное в его картинах, будет нами понято, принято душой и сохранено в сердце.

Эльвира ИВАНОВА.