«Нет таких денег, которые оплатили бы труд педагогов»

15 Август 2018 847
Владимир Бобков.
Владимир Бобков. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Перед началом нового учебного года мы решили узнать, как обстоят дела в детских садах Крыма, можно ли решить проблему второй смены в школах, почему в них необходима особая форма. Об этом и многом другом мы поговорили с Владимиром Бобковым, председателем Комитета по образованию, науке, молодёжной политике и спорту Госсовета Крыма.

Сады строят. Ждите

- Владимир Витальевич, скажите, пожалуйста, как обстоят дела с очередью в детские сады? Из года в год родители жалуются, что мест не хватает, постоянно появляются новые льготники, проблема остаётся актуальной особенно в наших городах.
- Я уже несколько раз объяснял, что в 2014-м у нас очередь была практически неконтролируемая почти для всех муниципалитетов Республики Крым. Исключением были только Красноперекопск и Керчь. Там ситуация была относительно стабильной. Сейчас изменилась жизнь, экономика полуострова стремительно развивается. Кроме того, нужно учитывать, что сместились транспортные потоки. Всё это привело к существенным изменениям.
В частности в Керчи, где не было очереди по 2014 год, она внезапно образовалась.
Если говорить о северном Крыме, то тут показатели очередей во многом остались прежними. Конечно, частично ситуация изменилась, так как в определённых частях полуострова стали появляться представители силовых структур и пограничники. Но эту ситуацию можно легко взять под контроль, так как мы успели вовремя открыть новые заведения для детей, найти места для них. К примеру, Армянск. После реконструкции мы открыли детский сад «Светлячок» в феврале этого года. Эта работа велась в рамках ФЦП, мы успешно реализовали все задачи. Кроме того, в этом году планируем завершить строительство детского сада в селе Перекоп. К 1 сентября должны появиться новые группы в садике «Солнышко». Этого достаточно, чтобы в Армянске не было очередей.
К сожалению, сложной остаётся ситуация в больших городах, к которым относятся Ялта, Симферополь, Евпатория. Что касается районов, то проблемы есть в Бахчисарайском и Симферопольском. Хотя могу отметить, что последний активно участвует в программах по строительству и реконструкции различных заведений.
Я приводил пример коллегам в Раздольненском районе. 15 тысяч мест введено, это около 150 модульных садов, рассчитанных на сто мест каждый. Они были построены за период с 2014-го по 2018 год. И это то, что сделано! Это же целый маленький город. Мы обеспечили 15 тысяч мест путём реконструкций, ремонтов, строительства новых зданий. Мало? Да. Но важно понимать, что те ресурсы, которые мы имеем, должны распределяться очень осторожно. К сожалению, в этом есть недоработки. К примеру, есть заведения в сельской местности, которые не заполнены на 100%. Строить нужно только там, где большие очереди. Если в Симферополе ждёт свои места половина детей от всей республиканской очереди, то логично, чтобы последние выделенные средства пошли на столицу Крыма. И другие муниципалитеты это понимают. Остаётся надеяться, что все выделенные деньги превратятся в места для маленьких крымчан.
- Есть ли конкретные цифры, сколько маленьких крымчан ждут своей очереди в детские сады?
- Мы улучшаем показатели, но очередь сохраняется. Цифры меняются каждый день, каждую неделю. Бывает так, что раз в месяц открываем какой-нибудь детский сад, поэтому статистика улучшается. Тем более что сейчас много строится в рамках ФЦП. На сегодняшний день, как я уже сказал, мы ввели в эксплуатацию более 15 тысяч мест, начиная с 2014 года. Это огромный рост! При этом мы идём к тому, чтобы у нас было реализовано около 80% блока по ФЦП. Также у нас вскоре начнётся строительство более 20 модульных детских садов, на которые уже получены деньги. Когда мы их сдадим, то получим около 2000 мест. Можно рассчитывать на то, что все эти меры позволят полуострову в ближайшее время создать ещё 8000 мест. Конечно, мы не устраним проблему полностью, когда сделаем это, но сузим круг тех муниципалитетов, в которых крайне сложная обстановка с очередью в детские сады.
При этом важно понимать, что наряду с дошкольными учреждениями есть и другая проблема. Общеобразовательные учебные заведения также переполнены. С одной стороны, радует, что в один первый класс идут не 3-4 ребёнка, а 34. Это значит, что у нас появляются полноценные первые классы. Но, с другой стороны, обучается более 30 человек одновременно. Классы переполнены, нам нужно срочно реализовывать все программы по строительству общеобразовательных учебных заведений. Несколько школ уже возводятся в Симферополе, одна большая - в Судаке, также строится школа в Феодосии. Мы очень рассчитываем на то, что эти общеобразовательные учреждения помогут нам справиться с новым вызовом.

Навёрстываем упущенное

- Насколько объективны высказывания о том, что мы отстаём от других регионов? Мол, там уже решены эти проблемы, а мы пока не можем с ними справиться.
- В первую очередь я бы отметил, что у нас много стереотипов. Они сформировались в 2014 году на абсолютно объективной почве. По некоторым позициям мы действительно были очень далеко. Прежде всего, это касалось не формата образования, не его качества, а качества материально-технического оснащения наших учебных заведений. За прошедшие четыре года была проделана огромная работа, но в сознании стереотип укрепился. Сегодня из-за этого некоторые люди говорят, что нам до материка, до любого субъекта России не добраться даже в ближайшее десятилетие. Но это совершенно не так. Мы знаем, что в нашей стране многие субъекты существенно отличаются друг от друга. Конечно, если мы будем ориентироваться на Москву, Московскую и Ленинградскую области, то по уровню материально-технической оснащённости они далеко впереди нас. Но если мы возьмём среднестатистические регионы, то уровень такой же, как в наших школах.
Важно другое. Ни один регион Российской Федерации не развивается такими непредвиденными скачками. Прежде всего, в демографическом плане. Ни в одном регионе нет того, что произошло у нас в селе Вилино Бахчисарайского района, когда неожиданно заехало огромное количество военнослужащих с семьями. Там была абсолютно контролируемая ситуация с очередью в детские сады, но приехали пограничники, которые относятся ко льготной категории, и ситуация вышла из-под контроля за месяцы. Как мы могли это прогнозировать?
Кроме того, в Керчи мы не планировали форсировать строительство детских садов. Но проходит буквально год, начинается демографический и миграционный бум, и очередь в детсады начинает расти у нас, как на дрожжах. Естественно, нужно корректировать программу, а это дело не одного месяца.
- Что делать со второй сменой? Новая программа от Мин­обрнауки предусматривает, что к 2018 году все школы смогут отказаться от третьей смены, к 2021 году вся начальная школа и выпускные классы перейдут исключительно на первую смену, а к 2025 году во всех школах страны исчезнет и вторая смена. Что делается для этого в Крыму?
- Конечно, нужны новые школы, у нас нет другого пути. Но! У меня есть примеры уникального подвижничества, когда руководство, не пристраивая новые корпуса, не создавая новые места, используя правильно кабинеты, переводило школы на первую смену со второй. Могу назвать симферопольскую школу №7, которая так сделала два года назад. Однако это возможно и в том случае, если предыдущий руководитель совершал какие-либо управленческие ошибки, не использовал все ресурсы учебного заведения.
Но нам поможет только строительство новых школ. Кроме того, у этой проблемы есть ещё один нюанс. Мы до сих пор не избавились от практики «школа престижная» и «школа обычная». Получается, что в некоторых школах детей немного, можно ещё набрать учеников, но родители не хотят туда отправлять сыновей и дочерей. Они выбирают те школы, в которых учиться модно и престижно, а там уже классы переполнены. Посмотрите на симферопольскую академическую гимназию, в которой каждый год набирают такое количество классов, что если не изменить динамику, вторая смена станет реальностью.
И тогда специфика, ради которой туда отправляют детей, исчезнет в момент. Будет не хватать площадей спортивных залов, педагоги не смогут работать в сфере дополнительного образования. Нам нужно выравнивать систему образования, работать с родителями, которые вредят и ребёнку, и тем, кто учится вместе с ним.

О форме и кадрах

- Что вы думаете по поводу школьной формы? Насколько это требование оправдано в Крыму? Нужна ли она нам?
- Я абсолютно поощряю то, что дети ходят в форме. Считаю, что те родители, которые не идут на поводу у эмоций, отправляя ребёнка в школу в форме, поймут, что это экономически выгодно. Как правило, когда это превращается в конкуренцию между детьми, кто кого удивит, родители тоже начинают соперничать, тратить существенные суммы денег на то, в чём нет необходимости. Я ещё и родитель, в нашей школе есть правило, что форма должна быть синего цвета, при этом неважно, где ты её покупаешь или шьёшь. Также наносится логотип гимназии. Меня это не раздражает. Это полезно и детям, которые понимают, что есть правила, за одеждой нужно следить. Так что я за форму, но без перегибов.
- В заключение о кадровой проблеме. В 2014 году многие получали хорошую зарплату, но сейчас всё чаще слышно о том, что оклады мизерные, бумажная работа тяжёлая. Что делать с этим?
- Абсолютно разделяю позицию учителей по поводу бумажной работы. Действительно, обилие бюрократических норм сегодня всё дальше отводит учителя от ученика, директора от ученика. В этом году я попросил в одном из учебных заведений просто назвать цифру: какое количество проверок было в школе в течение марта-апреля прошедшего учебного года. Ответ шокировал. Шесть комплексных проверок! К которым нужно подготовиться, которые проходят иногда не один день, в результате которых требуется устранить какие-либо недоработки в документации. На каждую такую проверку уходит примерно неделя. Посчитайте, что значит шесть проверок в течение восьми недель. Когда учителю заниматься творчеством?
Уровень заработной платы педагогов всегда хотел бы увеличивать. Наверное, растить хлеб, лечить людей и воспитывать, обучать детей - это три дела, которые являются самыми благородными. Для них нужно призвание, если его нет, то ничего не получится. Конечно, я понимаю, чем вызвано недовольство. Получив средства в 2014 году и соизмеряя их с ценами, педагоги почувствовали, что их заработная плата выросла. Но ценник у нас сначала выровнялся с общефедеральным, а потом начал расти. Этот уровень зарплаты теперь создаёт ощущение, что человек обеднел. Но имеет значение и престиж профессии. К сожалению, наши родители за 20 лет внушили себе, а потом и детям, что педагог - это просто человек, который учит тебя математике. Ну и что, что он старше на 40 лет, я ему расскажу сейчас, что он мне должен.
И это тоже отталкивает тех, кто хотел бы стать педагогом.
Но важно понимать, что никогда ни в одном обществе мы не сможем мотивировать труд только деньгами, делать так, чтобы у нас были прекрасные педагоги. Нет таких денег, которые оплатили бы все нюансы труда учителей и воспитателей. Они душу вкладывают. Сколько стоит душа? Она бесценна.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.