В эвакуацию и депортацию

Вместе с читателями отправились и номера газеты

12 Май 2018 916
Копия заметки из «Красного Крыма» за 2 июля 1943 года с рассказом о воинах - крымских татарах, дарившая надежду семье наших читателей.
Копия заметки из «Красного Крыма» за 2 июля 1943 года с рассказом о воинах - крымских татарах, дарившая надежду семье наших читателей.

В годы Великой Отечественной «Красный Крым», так тогда называлась «Крымская правда», не прекращал выходить даже в годы оккупации полуострова. Газета была эвакуирована на Кавказ, а в Крым, на партизанскую базу, её доставляли наши лётчики. Один из таких номеров вскоре вместе с читателями уехал в Узбекистан - в депортацию, а ещё довоенный номер оказался с читателями в эвакуации - в Казахстане.

В Узбекистан

- В депортацию 18 мая 1944-го с нашей семьёй уехал и «Красный Крым», - рассказывает Ленара Мамутова, - уехал случайно, в кармане прабабушкиной кофты, но какое счастье было, когда она обнаружила этот листок. Я родилась в Узбекистане и помню, как родные показывали мне эту семейную реликвию, как залог того, что мы обязательно вернёмся на полуостров, ведь написано в ней «славные сыны татарского народа в борьбе за Советскую Родину». И доказывала прабабушка Сафине, что разберутся во всём, что зря весь народ в предатели тогда записали. Соседям показывала газету, и все верили: да, разберутся, вернёмся.
А ещё этот номер за 2 июля 1943-го стал для семьи наших читателей памятью о погибшем на фронте муже, отце, дедушке Асан-оглы. Ведь его довоенная жизнь связана была с газетой.
- В 1921 году он стал первым в своём селе в Бахчисарайском районе, кто выписал газету: просто был единственным грамотным. Представляете, почтальон специально каждый день шёл в их село, чтобы принести всего одну газету! Читатель был всего один - прадед, а слушателей - десятки: собирались поздним вечером во дворе у моих родных, и он читал им газету, ещё по слогам, долго. Но никто не торопил, слушали. Потом уже прадед на курсах ликбеза научился грамоте окончательно, писал в газету, рассказывал об их уже колхозной жизни, трудностях, уборке урожая. И даже выиграл один раз в конкурсе публикаций, призом стали книжки о становлении Советской власти. А ещё редактор подарил прадеду, рассказавшему о своих троих маленьких ребятишках, книгу русских сказок. Книжка потом погибла в войну, но сказки бабушка и дети запомнили, ведь это было их первое знакомство с волшебной русской литературой.
Когда началась Великая Оте­чественная война, Асан-оглы ушёл на фронт, вначале прислал несколько писем. Последнее семья получила перед самой фашистской оккупацией, в октябре 1941 года. С этим письмом и связана семейная реликвия - номер «Красного Крыма». Наш читатель радостно написал, что воюет в одном полку с земляком - Иззедином Сеферовым, тоже крымским татарином, но из Симферополя.
- Прадедушка, правда, был простым красноармейцем, а тот уже майор. Когда Крым оккупировали, прабабушка с тремя детьми ушла в партизанский отряд, была вроде как в гражданском лагере, в боях не участвовала, но помогала кормить, обстирывать партизан, за ранеными ухаживала. В партизанском лесу однажды и прочитала газету «Красный Крым», где говорилось об орденоносце подполковнике Сеферове, который доблестно бьёт фашистов. Там и о других крымских татарах было сказано, но прабабушка, прочитав фамилию подполковника, расплакалась, ведь уже два года никаких сведений о любимом муже не было, а это был словно привет с фронта, фамилия его однополчанина. Раз жив он, то, может, и любимый жив, встретятся обязательно. Газету она выпросила у комиссара, сохранила как память. Прадедушка с войны так и не вернулся, погиб в боях при освобождении Риги, но наша семья об этом узнала лишь в 1957-м, когда удалось послать запрос в военный архив. А так все эти годы газета давала надежду.

В Казахстан

Туда в августе 1941-го уехал вместе с семьёй Новиковых номер «Красного Крыма» за 13 июня.
- В нём фотография, на которой я с подружками и друзьями в пионерском лагере «Кастель» - первая смена, - написала Вера Владимировна. -
К нам приехал тогда фотокорреспондент Леонид Яблонский, сделал много снимков, написал статью, а потом каждому привёз по газете. На фото мы делаем утреннюю зарядку, «разгоняя сон и вселяя бодрость на целый день». А ещё там есть фото нашей певицы Ингриды Синициной. Ох, как она пела! «Далеко в горах эхом отдаётся голосок. Её любит весь лагерь за песни, которые Ингрида исполняет очень хорошо». Ещё там есть фото барабанщика Юсуфа Нургалиева, Люды Росляк, Нины Наумовой, Эли Гусевой, Раи Мелачёвой, Лили Османовой, Зарика Мидника. Мы все были из Симферополя.
«Более 1800 пионеров и октябрят проведут в этом году свои летние каникулы в лагере «Кастель», чтобы  осенью с  новыми силами -  здоровыми, мускулистыми, загорелыми - прийти в школу. Из года в год растет и благоустраивается здравница симферопольских пионеров. Хорошо убранные палатки, спортивная площадка со множеством физкультурных снарядов, столовая с вкусными завтраками, обедами и ужинами радостно встречают своих жителей», - писал наш корреспондент. Увы, в свои школы многим из этих ребят так и не пришлось вернуться.
- Сообщение о начале войны мы слушали в 12 часов по радио, хотя ещё утром проснулись от гулов со стороны Севастополя, но одна девочка, у которой папа был командиром Красной Армии, успокаивала нас, что это просто учения. Но оказалось, что нет. Через два часа начали приезжать мамы, лето и детство сразу закончились. В конце июня проводили на фронт папу, он, к счастью, вернулся потом с войны. В августе мы с мамою и младшим братиком уехали в Казахстан вместе с маминым заводом. Как добирались под бомбёжками через полстраны - отдельная история. Вместе с нами ехала и газета с моей фотографией. Мама завернула в неё документы, держала у сердца, чтобы не потерять.
И потом в эвакуации мы часто перечитывали с ней ту заметку о лагере, все заметки из мирной жизни, думали о любимом Крыме, мечтали вернуться. А братишка по этой газете научился тогда читать. Как вернулись в 1944-м, выписали газету, с тех пор и не расстаёмся.
Вот такими историями поделились читатели. А какую роль в вашей судьбе сыграла «Крымская правда»? Ждём ваши письма.

Наталья ПУПКОВА.