Эх, прокатились!

13 Март 2018 984
Портить пешие маршруты колёсами мотоциклистам запретить пока нельзя.
Портить пешие маршруты колёсами мотоциклистам запретить пока нельзя. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

В Севастополе создаётся уникальный туристический объект - Большая севастопольская тропа. Но реализовать интересную для Крыма идею мешают то чиновники, то строители, то… мотоциклисты. Первые давали повод думать - на дороге могут появиться ларьки, вторые начали копать землю у самой тропы под коттеджи. Третьи, судя по всему, разбивают пешеходный маршрут экстремальными катаниями. Хотя сами любители скорости утверждают обратное - они считают, что их огульно обвинили в уничтожении одного из участков тропы.

Следы на земле

В начале этой недели появилось сообщение, что трое неизвестных на мотоциклах разбили участок Большой севастопольской тропы в урочище Казан-Дере. Из-за этого оказался затруднён проход в некоторые места, земляной покров был повреждён. Президент Федерации альпинизма и скалолазания Севастополя Юрий Круглов попросил севастопольцев помочь установить личности вандалов.
- Внимание! Мотоциклами повреждён участок Большой севастопольской тропы в урочище Казан-Дере и на «средней полке» от столба №0132 до столба №0128, - написал Юрий Круглов на своей странице в Facebook. - Информация получена сегодня от многочисленных туристов, ставших свидетелями того, как спасатели Центра гражданской защиты Севастополя эвакуировали брошенные на «средней полке» мотоциклы.
По версии тех, кто нашёл повреждённый участок, мотоциклисты смогли преодолеть почти всю «среднюю полку». Но на скальных участках рядом со спуском в сторону родника урочища «Инжир» они застряли. Мотоциклы были оставлены на тропе. Через несколько дней транспорт эвакуировали горные спасатели.
- Если там было три мотоцикла, они могли только ямку вырыть, если начали буксовать, - делится мнением Валентин, мотоциклист со стажем. - Если буксовать на такой тропинке под уклоном, заднее колесо в бок уйдёт и всё. Убить мотоциклом тропу - это абсурд. Туристы в горах мусорят больше и вредят больше, а мы приехали и уехали, даже окурки в рюкзак складываем.
Валентин уверен, что мотоциклисты не могли нанести существенный вред тропе. Он считает, что проблема надумана. То, что мотоциклы были оставлены на дороге, вопросов у него не вызывает.
- Парни могли устать или у них бензин закончился, поэтому они бросили свои мотоциклы, - добавляет Валентин. - Такое бывает у всех. Мы иногда летом мотоциклы в лесах зарываем, прячем, чтобы видно не было. Через какое-то время можем забрать. Скорее - это кому-то мотоциклы приглянулись, и они решили их забрать.

Решение по-европейски

Большая севастопольская тропа - это 150-километровый пеший туристический маршрут. Он проходит по живописным окрестностям Севастополя. Можно пройти почти от аэропорта «Бельбек» до гор над Байдарской долиной и далее до Балаклавы. Автор идеи - депутат заксобрания Севастополя, альпинист и спасатель Юрий Круглов. Автор самого названия «Большая севастопольская тропа» и детализации проекта - экс-главред National Geographic Traveler Александр Железняк. Он считает, что такая тропа нужна городу.
- Для нас это очень важный проект, так как в первую очередь развивает круглогодичный, познавательный туризм, - говорит Александр. - Севастополь у всех ассоциируется с военной базой и боевыми кораблями. Но никто и не знает, что у нас можно ходить по горам, ездить на маунтинбайках, ходить на каяках вдоль побережья или лазить по настоящим, а не скалодромным скалам.
Тот факт, что тропу разбили мотоциклисты, его не удивляет. По горам и лесам Крыма ездят не только на этом виде транспорта. У нас хватает квадроциклистов, джиперов, «лошадников».
- Сейчас это такое броуновское движение. Но в приоритете должны быть пешеходы, так как они - самое уязвимое звено. Если идут пешеходы по траве, по ней не должны ездить мотоциклы, квадроциклы. Это вопрос безопасности, потому что человек не может быстро отскочить от мотоцикла. Кроме того, такой транспорт разбивает тропы. Одно дело, когда идёт человек, и другое дело, когда несётся квадроцикл и сносит земляное полотно. Пробуксовывает, ему тяжелее проехать там, где может пройти пешеход.
Запретить ездить по тропе - не выход. Александр Железняк считает, что нужно предлагать альтернативу, а её пока нет. Заняться этим вопросом должны собственники земли, и только потом можно говорить о штрафах.
- Я был в Исландии, мы с группой ехали по грунтовой дороге на внедорожниках. На одном участке решили съехать от дороги на 50 метров, чтобы сделать хорошие кадры у речки. К нам подбежал гид, сказал, что если увидят следы машины, нам придётся заплатить штраф 2000 евро, конечно, мы быстрее уехали с этого места.
Пока в Крыму сложная обстановка с маршрутами для отдыха. Прошедшим летом экологи штрафовали автомобилистов за парковку у моря. На многочисленных особо охраняемых природных территориях туристы могут разве что стоять смирно и любоваться природой. Создание чётко прописанных маршрутов для разных категорий любителей природы и система штрафов могли бы внести ясность.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.