Ялту на Париж не променял

8 Декабрь 2018 1087
Пётр Столяренко в мастерской.
Пётр Столяренко в мастерской.

За 93 года в жизни народного художника УССР Петра Кузьмича Столяренко было много событий трагических и счастливых, повлиявших на развитие личности живописца, вошедшего в плеяду самых ярких представителей Крымской школы изобразительного искусства. Патриота взрастившей его земли, которую защищал, которую воспел в своих произведениях.

Выставка памяти мастера в Симферопольском художественном музее - явление долгожданное, яркое, знаковое. Долгожданное - потому что живописец, график не так часто баловал нас персональными экспозициями, которые дают наиболее полное представление об уровне мастерства и непрекращающемся творческом росте талантливого человека. Яркое по форме и содержанию представленных работ. Знаковое - потому что засвидетельствовала окончательное возрождение зала современного крымского искусства. Небольшое по размерам, но необъятное по сути музейное пространство стало родным для художников. А они наполнили свежим дыханием исторические стены, одухотворив их аурой нынешнего времени.
Талант Петра Столяренко развивался в общении со знатоком искусства, талантливым художником и педагогом Николаем Барсамовым, который по достоинству оценил природное дарование юноши, прошедшего горнило войны, закалившей его характер и научившей ценить каждое мгновение жизни. Своим единственным учителем Пётр Кузьмич называл именно Барсамова, отмечая: «У остальных я не учился живописи, а наблюдал и по возможности усваивал их методы, принципы».
А «остальными» были Константин Багаевский, Александр Куприн, Игорь Грабарь, за работой которых на пленэре и за мольбертом наблюдал молодой художник. Общение с мэтрами стало для него единственной школой. Исключительный случай, когда даже профессионал высокой пробы, не имеющий «корочек» о высшем образовании, получает признание не только коллег, искусствоведов, общества, но и государства. Пётр Столяренко такое признание получил - был принят в Союз художников СССР и стал сначала заслуженным, потом народным художником УССР.
Самобытность его творчества неоспорима. Пейзажи, портреты, натюрморты, сюжетные картины, написанные Столяренко, неповторимы своим колоритом, драматургией характеров, эмоциональным воздействием на зрителей. Именно такие произведения искусства воспитывают вкус и приводят к пониманию сути творчества, в котором отражены и характер автора, и его время, и его пристрастия, принципы и жизненная позиция, ценности и идеалы, которые исповедует.
А исповедовал художник любовь ко всему сущему, преклонение перед героями сражений и трудовых буден. Свои мысли, чувства, эмоции передавал точно выбранным сюжетом, колоритом. И конечно - метафорами, которые легко считываются внимательным зрителем и помогают понять художественный образ, заложенный в картине любого жанра. Вникая в особенности творчества мастера через каждую конкретную работу, ощущаешь их эмоциональную выразительность, понимаешь, что хотел не показать - сказать художник. Всем и каждому из зрителей.
Нынешняя, самая полная за последние годы выставка Петра Столяренко - не просто экспозиция, событие, а дань памяти без преувеличения выдающегося мастера современного изобразительного искусства далеко не крымского масштаба. На его полотнах запечатлена жизнь без прикрас. Искренне, проникновенно. Картины создают документально-художественный образ времени. Прошлого, настоящего и будущего. Трудового, лирического и делового времени. Переданного не «суровым стилем» соцреализма и без спекуляции на оптимистической романтике.
Как отметила замдиректора музея Светлана Глазунова, увидеть значительную часть наследия мастера позволило сотрудничество музея, в фондах которого 25 живописных и графических произведений Петра Столяренко, с севастопольской галереей «Арт-бульвар» Бориса Зелинского и с художником Алексеем Столяренко - внуком, учеником Петра Кузьмича. Благодаря соединению государственной и частных коллекций, в экспозицию включено более 50 картин разных лет современного классика, советского постимпрессиониста. Трудно сказать, сколько всего произведений создано художником за 80 лет активной работы в искусстве.
- Многие давно в музеях и частных коллекциях в разных странах, - свидетельствует Алексей Столяренко. - В начале девяностых, когда реализовать здесь плоды своего труда было невозможно, мы с ним уехали во Францию. Периодически работали в Бельгии, Люксембурге, Монако, Испании, Италии, Голландии, Дании. Немало картин осталось там. А как только жизнь на Родине наладилась, художественное творчество стало востребованным, в 98-м вернулись в Ялту. Я с радостью дал на выставку работы, с которыми Пётр Кузьмич не расстался бы ни при каких условиях. Об их уровне и говорить не приходится - видно, что называется, невооружённым глазом.
В былые времена художнику ставили в упрёк отсутствие высшего образования. Мало кто знает, что его собирались зачислить в Крымское художественное училище сразу на курс дипломников, как только увидели работы. Но пришла резолюция «сверху» - «не положено, пусть поучится». Николай Барсамов отсоветовал: «Нечего тебе там делать». Видно, боялся, что «заучат». Да и кто мог тогда дать больше, чем Багаевский и Барсамов?
В плеяде выдающихся современных художников Пётр Столяренко рядом с Фёдором Захаровым, Валентином Бернадским, Владимиром Соколовым. Бог наделил их и его талантами, внутреннее чутьё и твёрдый характер помогли сохранить индивидуальность.
А она прослеживается буквально в каждом полотне. Никто так, как Столяренко, не писал и не напишет море - светящимся изнутри. Улочки, по которым прогуливаешься вместе с художником, погружаясь в прошлое без отрыва от настоящего. Привязка - какая-нибудь маленькая деталь, без которой полотно не ожило бы.
Для поистине эпической, наполненной символами картины с простым названием «Кошара», написанной в окрестностях Бахчисарая, автор сам вырезал раму. Она стала не обрамлением, не дополнением, а самостоятельным произведением искусства - ювелирной огранкой картины. Вкус, что ни говорите, «отменная манера».
Перед его полотнами слышишь музыку. То Вивальди, то Моцарта, то Грига, Рахманинова или Шуберта. Впрочем, каждый назовёт, возможно, других композиторов. Но вряд ли не согласится, что пространство вокруг картин наполнено прекрасными звуками небесных сфер.
Нам ещё предстоит открыть для себя графику и акварель живописца Петра Столяренко. Пока же не упустим возможности увидеть краски подлинного мастерства. Время есть: музей счёл необходимым экспонировать выставку почти два месяца - до 8 января грядущего года.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.
Фото
Алексея Столяренко.