«Неистовый рыболов»

22 Август 2018 879
Первый стереофильм «Концерт»: Владимир Яхонтов на фоне морских пейзажей читает поэму Маяковского «Хорошо».
Первый стереофильм «Концерт»: Владимир Яхонтов на фоне морских пейзажей читает поэму Маяковского «Хорошо».

Нас, живущих во втором десятилетии XXI века, уже не удивишь всякими стереоэффектами, картинками и даже книгами 3D, 4D, 5D, а вот в июне 1941-го зрители замерли в кинотеатре «Москва» - в первом в СССР кинозале со стереоскопическим экраном. Смотрели первый в истории комический стереофильм, когда изображение оживает в пространстве, как будто это не картинка, а реальность, достаточно протянуть руку - и ощутить рельеф, объём, тепло. Фильм «Неистовый рыболов», первое постановочное комическое стереокино Советского Союза, имеет крымскую прописку.

Как в Крыму стереокино рождалось

Карандаш с удочкой


Увы, фильм не сохранился - его приняли всего за неделю до начала Великой Отечественной, но мы знаем сюжет, актёров, знаем, что 20-минутное игровое (постановочное) кино снимала студия «Союздетфильм» на чёрно-белой 35-миллиметровой плёнке Kodak. Вообще передача стереоизображения - картинки или видеоряда, в котором два отдельных изображения позволяют добиться стереоэффекта, той самой объёмности, - изобретение отечественное. Ещё в 1854-м, в год, когда началась первая оборона Севастополя, русский художник, инженер Иван Фёдорович Александровский, тот самый, что позже придумает торпеды для подлодок, сконструировал и запатентовал первый стереофотоаппарат.
В 1935-м Семён Павлович Иванов изобрёл систему стереоскопического безочкового кинематографа, предложив использовать перспективный растр (решётку для структурного преобразования направленного пучка лучей света), рассчитав и создав растровый экран в плоскости, близкой к горизонтальной, за что в 1941-м получил Сталинскую премию.
В год начала второй обороны Севастополя по его методу в Крыму автор сценария и режиссёр Александр Николаевич Андриевский и оператор Дмитрий Васильевич Суренский сняли первый комический стереофильм. Съёмки проходили в Мисхоре и Верхней Массандре. 11 июня 1941-го «Красный Крым», так тогда называлась «Крымская правда», опубликовал материал спецкорреспондента Макса Поляновского о приёмке фильма. «Лишь несколько дней назад, в первые дни июня, маленькая киноэкспедиция Московской студии «Союздетфильма» возвратилась из Крыма в столицу. В металлической коробке лежал только что заснятый материал - всего несколько сот метров. Все с нетерпением ждали просмотра... Правда, эту ленту просматривали в Ялте на обычном плоскостном экране. Но это никого не удовлетворило. Маленький фильм должен был «ожить» на специальном стереоскопическом, так называемом растровом экране. Название фильма - «Неистовый рыболов» - первый комический стереофильм. В картине лишь двое действующих лиц: рыболов и молоденькая натуралистка. Рыболова играет цирковой актёр Карандаш (заслуженный артист республики Михаил Николаевич Румянцев), натуралистку - артистка Софья Львовна Ланская».
Сюжет киноновинки описывает Николай Майоров на сайте «Первые в кино». «Он сидит и с меланхолическим видом удит, закинув удочку в зрительный зал. Попробовал дёрнуть леску, она не поддаётся. Дёрнул ещё раз - тот же результат. Очевидно, крючок за что-то зацепился. Ничего не поделаешь, приходится раздеваться и лезть в воду. Карандаш начинает разоблачаться. Это замечает какой-то вороватый субъект, проходящий по дороге вдоль берега. Он прячется за скалу и принимается наблюдать за Карандашом. Карандаш стоит на камне в купальном костюме. Зажмурив глаза и разбежавшись несколько раз, он, наконец, прыгает в воду, т. е. в зрительный зал. Море сверху. Из зрительного зала падает в кадр Карандаш и скрывается под водой. По её поверхности идут широкие круги и пузыри… Из воды вдруг пулей вылетает в зрительный зал Карандаш. В руку его вцепился краб. На воздухе он разжимает клешни. Карандаш снова погружается. Затем вылезает из воды, держа в руках крючок и леску. Обнаруживает пропажу вещей, оглядывается по сторонам. Замечает за камнями передвижение по земле какого-то странного предмета, напоминающего свёрнутую одежду. Карандаш хитро прищуривается, складывает свою удочку и ползком подбирается к камням. Достигнув этого места, где движется странный предмет, он размахивается и со всей силой ударяет… по шее натуралистки, которая вот-вот должна была поймать щипцами за хвост ящерицу. Ошарашенная девушка вскакивает. Непонятный предмет, который смутил Карандаша, оказывается рюкзаком на её спине. Карандаш пытается объяснить происшедшее, но разгневанная девушка наступает на него, размахивает щипцами. Карандаш пятится, спотыкается и падает в воду. В это время девушка замечает свою фотографию, лежащую около камня. Она её поднимает и с удивлением читает надпись, сделанную внизу рукой Карандаша.
«О, ты! Я буду твой вечно».
В это время из воды показывается голова Карандаша. Он пытается взобраться на камень. Девушка, смягчившись, протягивает ему щипцы, чтобы он за них ухватился. Но Карандаш принимает это движение за агрессию и мгновенно опять скрывается под водой. Девушка смеётся, отбрасывает щипцы и принимается снова разглядывать фотографию.
Фильм заканчивается тем, что по аллее, уходящей по диагонали в глубь кадра, шествует в одних трусах под руку с девушкой Карандаш. Переполненный счастьем, он возбуждённо жестикулирует. Так уходит от нас эта пара в далёкую стереоскопическую перспективу, пародируя уход Чаплина с девушкой по широкой дороге в картине «Новые времена».

«Третье измерение»

Много лет проработавший на полуострове Макс Леонидович Поляновский делится с читателями своей газеты впечатлением от просмотра - тогда никто ещё не знал, что крымские зрители фильм так и не увидят. «В зале гаснет свет, начинается проекция фильма на единственный пока стереоскопический экран, установленный в кинотеатре «Москва». Сколько раз видели мы на экране природу Крыма, но никогда еще не видели её такой, как сейчас. Мы ощущаем выпуклость каждого дерева; те, что на первом плане, настолько близки, что ветви их колышутся над вашей головой. Девушка с сачком выходит из чащи леса, она приближается, мы видим её уже в середине зрительного зала. А вот и влюблённый в неё рыболов. Когда он забрасывает свою удочку, кажется, что сейчас заденет вас крючком. Чёрное море плещется подле ваших ног. А кипарисы - до них можно дотянуться, обхватить ствол. Рыболов курьёзен и неловок. Рыба выскользнула из его рук, метнулась вперёд, - и вы, зритель, отпрянули, прикрыв лицо руками: кажется, что рыба угодит прямо в вас. Впервые в жизни мы увидели не экране сюжетную объёмную картинку. Советский инженер Семён Павлович Иванов дал кинематографу то, чего ему не хватало в дополнение к звуку и цвету: третье измерение».
Успех фильма был очевидным: в стране решили снимать стереофильмы и открывать стереокинотеатры. «Теперь режиссёр Некрасов и оператор Пырченко заканчивают под Москвой съёмки второго комического стереофильма «Весенняя охота» по сценарию О. Брика, - сообщал «Красный Крым». - В конце июня стереоскопические комедии будут на экранах - в ближайшие дни открываются стереокинотеатры в Ленинграде и Киеве, затем ещё в 12 городах Советского Союза. Изобретатель стереоскопического кино лауреат Сталинской премии С. П. Иванов сообщил нам, что в этих кинотеатрах устанавливаются стереоэкраны новой конструкции. Яркость изображения по сравнению с существующим экраном значительно повысится». Увы, в ближайшие дни стереокинотеатры по стране так и не появились, и кино доснимать не успели - иные заботы стали, началась Великая Отечественная война. Лишь в 1947-м был снят первый советский полнометражный звуковой игровой стереофильм «Робинзон Крузо». А в Ленинграде, к примеру, стереокино появилось к 11-й годовщине снятия блокады: 26 января 1955-го «Крымская правда» сообщила, что открывшийся в городе стереокинотеатр «оборудован по безочковой системе, разработанной лауреатом Сталинской премии
С. П. Ивановым и сотрудниками Всесоюзного научно-исследовательского кинофотоинститута. Зрительный зал кинотеатра рассчитан на 210 мест. Сегодня здесь демонстрировались художественная картина «Налим» и документальный фильм «Мастера советского спорта».
В Симферополе стереокинотеатр появился в 1967-м - «Космос», правда, стереоэффекты предлагалось видеть всё же, видимо, не по методу Семёна Иванова: создатель сайта «Симферополь. Вчера и сегодня» Александр Белов вспоминает, как «сидели в специальных очках и смотрели чудо техники - объёмное кино».

Кстати

И всё же у нас есть возможность увидеть самый первый (неигровой) оте­чественный стереофильм, причём тоже снятый в Крыму - на набережной Ялты, в Мисхоре и Форосе, в Никитском ботаническом саду. А также в Ленинграде и в павильонах киностудии «Союздетфильм». 78 лет назад, 17 августа 1940-го, в производство был запущен «Концерт» (Земля молодости). В создании фильма, съёмки которого завершили 28 декабря 1940-го, участвовали уже известные нам «отец» безочкового стереокино С. П. Иванов, автор сценария и режиссёр А. Н. Андриевский и оператор Д. В. Суренский, а также звукооператор К. П. Нестеров, композитор Н. М. Нолимский, дирижёр
Д. С. Блок, художники: З. П. Комисаренко, С. Г. Наумов. Фильм, в котором звучит музыка Чайковского, Глинки, Листа, Штрауса, - 40-минутный, 6 фрагментов сняты на чёрно-белую плёнку, 7-й - на цветную. В первом фрагменте 26 планов: Владимир Яхонтов на фоне морских пейзажей читает поэму Маяковского «Хорошо»; в 13 планах второго фрагмента Вера Дулова играет на арфе, показаны фонтаны Петергофа. Третий фрагмент состоит из 16 планов: играет пианист Яков Флиер, морской прибой, различные виды рыбок, лилии на воде. В 17 планах четвёртого фрагмента под вальс Штрауса «Весенние голоса» танцует Галина Немченко, аллеи южного парка, южная растительность, оранжерея. Пятый фрагмент (53 плана) - жонглёр Виталий Спевак; шестой фрагмент (10 планов) - Таисия Савва, птичий сад, музыка из оперы Глинки «Иван Сусанин». Седьмой фрагмент
(31 план) - карнавал юности. Члены Политбюро ЦК ВКП(б) увидели фильм первыми: 14 января 1941-го в кинотеатре «Москва» «добро» на кино было дано - в прокат его выпустили уже 4 февраля.
В 2010 году Николай Майоров и Владимир Котовский восстановили стереоскопический вариант фильма цифровым способом с негатива-оригинала из собрания Госфильмофонда России. Год назад Николай Майоров восстановил второй вариант, состоящий из 3 чёрно-белых и 4 цветных фрагментов, - его авторская редакция, для создания использовались негативы дублей чёрно-белых фрагментов, цветоделённые негативы цветных фрагментов, а также вставлены из первого варианта фильма отсутствующие в подсобных материалах планы.

Фото автора
и с сайта cinemafirst.ru

Наталья ПУПКОВА.