«При Украине угробили земли Крыма»

2 Июль 2018 2177

Около 60 лет Тамара Ивановна Смешливая работает в сельском хозяйстве полуострова. Ни одного дня она не сидела дома, как только получила диплом. Начала работать агрономом по летним насаждениям и агрономом-энтомологом, долго трудилась в совхозе «Саки». Он был крупнейшим совхозом овоще-молочного треста Крыма. Но в начале 90-х земли раздали по паям бывшим труженикам. Около 500 га оставили на всякий случай, вдруг, кого-то не учли, но вскоре эти земли были разворованы. Тамаре Ивановне удалось сберечь часть участков, продолжать работать на них. Сейчас ей за 80, но она до сих пор руководит своим небольшим предприятием в Сакском районе. Мы поговорили с ней о засухе, проблемах орошения земель и нехватки кадров, о том, что ждёт наш полуостров.

- В некоторых районах полуострова уже объявлен режим ЧС. Засуха в этом году нанесла серьёзный ущерб. Как ситуация в Сакском районе?

- В целом положение дел в степном Крыму очень напряжённое. У нас часто так было: заходят тучи, мы думаем, вот сейчас будет дождь. Но море притягивает облака, поэтому над ним идут дожди, а не над полями. Озимые ещё кое-как выросли, а вот яровые… их состояние плачевно.
Климатические условия нашего района и северного Крыма неустойчивые. Хотя эту часть полуострова не считают засушливой, но недостаток влаги у нас ощущается. Пока не был сооружён Северо-Крымский канал, мы добывали воду из скважин, они располагались на глубине 105-110 метров. Естественно, развитие полуострова нельзя было назвать бурным, но для садов и виноградников влаги нам хватало, также спасало, пожалуй, стабильное выпадение осадков. Но последние 25 лет засушливость в Крыму сказывается.
До канала у нас были сады, виноградники, выращивались овощи. Некоторое время зерно нам завозили из других регионов. Всё изменил только Северо-Крымский канал. Даже полеводство начало стремительно развиваться, хотя в Сакском районе всё же мы делали упор на сады и виноградники. К примеру, в совхозе им. Фрунзе было 1280 га только виноградников, в совхозе «Саки» - 758 га, в совхозе «Евпаторийский» - 1250 га. Такие были объёмы, всё складывалось хорошо. Обычно вода из канала начинала поступать в конце или середине марта. Подключались «дождевалки», которые в длину занимали 50 метров с одной стороны и 50 метров - с другой. Даже сейчас можно видеть их кое-где на полях, хотя многие поржавели, пришли в негодность. Это красивые металлические конструкции, при помощи которых устраивается мини-дождь на полях. Конечно, мы решали вопрос с поливом быстро и эффективно.
Сейчас, когда случилась засуха, надо нашим учёным обратить внимание на такой момент ещё. В совхозе Саки» было затампонировано около 60 скважин. Часть из них даже залита бетоном. Но на землях моих пайщиков, к счастью, залито неосновательно, можно заново бурить, если разрешат. Их можно оживить. Но геологи и экологи нам не разрешают бурить, чтобы население не оставить без питьевой воды. Там именно питьевая вода, которой мы ранее снабжали Севастополь и Евпаторию. Теперь нужно проверить старые скважины, найти новые пласты. Без орошения сельское хозяйство в Крыму сложно будет развивать.
И пока мы ждём разрешений, решений и проходим другую волокиту, некоторые действуют иначе. Они бьют скважины, не регистрируют их нигде, добывают воду для своих личных целей, в частности, выращивают как можно больше овощей. Но это своего рода бесконтрольность. Я даже добавлю, что некоторые наши чиновники побаиваются за свои головы, поэтому особо не вмешиваются.

- Для развития сельского хозяйства сейчас не хватает воды на полуострове. И, как я понимаю, это основная проблема?

- Да, но нужно учесть ещё один нюанс. Никто не обратил внимание на то, что даже в те времена, когда шла вода по каналу, уже было засилье сорняков на поливных землях. Это сказывается и сейчас. Когда прекратилась подача воды из канала, оказалось, что бывшие орошаемые земли все буквально засорены даже карантинными сорняками. Эффективно бороться с ними можно только химией, то есть гербицидами. Здесь хочу отметить отдельно, что Украина сделала всё, чтобы угробить земли Крыма. Севобороты перестали соблюдаться, сеяли у нас зерно по зерну, плодородие истощали.
И на данный момент у нас очень дорогие гербициды, поэтому борьба с сорняками затруднена. Мы на своих 200 гектарах, которые оставили под чёрный пар в этом году, увидели, что они буквально кишат сорняками. Осенью прошли у нас два дождя, мы прокультивировали территорию, попытались уничтожить опасные растения физическим методом. Химия для нас дорогая, уничтожить сорняки мы не можем раз и навсегда. Поэтому всего через 20 дней выросли опять «ёжики» сорняков.

- Что делать?

- На своих полях мы четыре раза культивировали уже. Что делать дальше - вопрос. Механическим способом будем уничтожать в этом году, думаю, что только так. Пока я молю Бога, чтобы прошли дожди. Тогда мы недели две потерпим, чтобы сорняки снова выросли и будем уничтожать. Химией могут пользоваться крупные хозяйства, у них есть средства на гербициды, а вот небольшим предприятиям сложнее.
И это ещё не все сложности. В Крыму агроперсонал малограмотный, что бы мне ни рассказывали. К примеру, чтобы сэкономить на солярке и затратах, некоторые делают культивацию, то есть не поднимают пласт земли, чтобы она дышала, а делают только поверхностную обработку почвы на глубину залегания пшеницы и ячменя.

- Вы коснулись проблемы нехватки специалистов. Многие студенты жалуются на отсутствие практики, кроме того, агроном сейчас - это что-то загадочное, не очень престижное. Как изменить такое положение дел?

- Хоть и говорят постоянно у нас, как советская власть то делала не так, это у неё не получалось, но это неправда. В чём-то, может быть, были недостатки, но подготовка специалистов была на отличном уровне. В 1959 году я помню, как нас направили на госпрактику в течение полугода: с апреля по октябрь. При этом были заявки от каждого хозяйства - агрономы были нужны. Потом руководители нас оставляли работать, мы уже были трудоустроены, уверены, что не нужно проситься и ждать. Сейчас это всё нарушено. Никакой предприниматель не захочет брать агронома с высшим образованием и нормальной ставкой. У нас нет совхозов и колхозов, привычная система уничтожена. Это привело к таким плачевным результатам.
Но давайте будем честными и в другом - подготовка в вузах у нас оставляет желать лучшего. Мне как-то в 4.30 утра позвонил выпускник, сказал, что ему посоветовали обратиться ко мне, мол, только я могу ему объяснить, как делать технологическую карту. Поясню просто: это определённая схема, в которой учитываются все нюансы. Сколько тракторов выйдет на поле, какая земля будет засеиваться, сколько и какого топлива нужно потратить, какова себестоимость работ и т. п. Но современные выпускники про это ничего не знают. Это отчасти объяснимо - учиться часто идут дети директоров и других начальников.
Я их называю «блатники». У меня бригадиры учились в техникуме в Укромном. Я видела, как они возили подношения, «решали вопросы» с обучением. Потом мне сказали, что если бы я не учила их, они бы техникум никогда не окончили. Так вот и юношу, позвонившего мне в 4.30 утра, хотела отправить в архив, чтобы читал, учил, разбирался. Как такое может быть, что он не знает, что такое технологическая карта? Без этого невозможно работать!

- Но вернёмся к проблеме засухи. Сейчас много говорят о засолении подземных источников на севере Крыма. Как вы считаете, насколько эта проблема актуальна?

- Чрезвычайно актуальна. Нужно понимать, кто и как эксплуатирует скважину. К примеру, некоторые товарищи поливают свои сады и огороды днём и ночью, поэтому забирают почвенные воды в большом количестве. В итоге начинается засоление, поля могут стать попросту белыми. Если уж своими словами говорить, то это просто хищническая эксплуатация земли. Тут нужна своего рода порядочность, нужно думать о будущем, контролировать забор воды, иначе мы угробим всю нашу землю.
В прошлом году у нас был хороший урожай, потому что выпадали атмосферные осадки. В этом году до Скворцово дожди доходили, а у нас - ни капли. Но Крым никогда не славился богатыми урожаями зерновых, нам лучше делать упор на фрукты, овощи и виноград. К примеру, я считаю, что подсолнечник и кукуруза нам не нужны. Они любят влагу, так как у них глубокая корневая система. Это моё наблюдение за десятилетия работы. Также у нас есть сорта пшеницы и ячменя, которые можно вырастить при таких погодных условиях. Конкретные названия сходу не назову, но это возможно. Нужно заниматься этим вопросом, решать его.
К примеру, яровой ячмень даёт хороший урожай. Он подходит для крупы и пивной промышленности. Озимый ячмень подходит для корма скота. Что касается пшеницы, то упор нужно делать на первый и второй классы, так как нам нужна хорошая пшеничная мука.

- Но что нужно делать, чтобы вернуть былую славу крымских земледельцев?

- Нам нужно решить, будем мы овощеводческим и садоводческим краем или нет. Всё равно у нас есть подземные воды, атмосферных осадков достаточно для этих отраслей сельского хозяйства. При этом нужно направить как можно больше сил на то, чтобы наши геологи сделали обследование почвы на залегание водных пластов. Я не поверю, чтобы у нас не было достаточно воды. Если мы найдём её, то у нас есть шансы двигаться вперёд. Если нет - нам будет непросто. С экологами и метеорологами нужно решить этот вопрос. Ведь бить скважины - это не такие большие затраты, как кажется.
Также нужно делать упор на капельное орошение. Тогда меньше воды будет тратиться в никуда. Это будущее нашего полуострова, которое нужно закладывать уже сейчас. Может быть, со мной не все согласятся, но иначе шансов у нас немного. Развивать всё на свете мы не можем, так что нужно выбирать, что выращивать, как подавать воду.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.