«Мои врачи, мои герои»

19 Май 2018 948
Завкафедрой хирургии Пётр Царенко (слева) и завкафедрой урологии Крымского мединститута в перерыве между лекциями, 1947 год.
Завкафедрой хирургии Пётр Царенко (слева) и завкафедрой урологии Крымского мединститута в перерыве между лекциями, 1947 год.

Они вместе прошли в колонне Бессмертного полка в День Великой Победы - два деда и внук, два солдата Отечества и потомок победителей, три врача. Для Игоря Саковича память о войне и её героях, о своих предках - свята.

Пётр Царенко

На стенах в квартире симферопольца память оживает.
В фотографиях родных, ушедших в вечность: прадедов учёного-лесничего Петра Станиславовича и потомственного дворянина Ивана Алексеевича, бабушек Анны Васильевны, «прекрасного святого человека», и Марии Ивановны, выпускницы Института благородных девиц... В копиях (оригиналы переданы в музей) уникальных документов - похоронка на родственника, оборонявшего Севастополь в Крымскую войну 1854-1855 годов, почётные грамоты, ещё послереволюционные; удостоверение деда, проходившего с 1918-го службу на Ферганских пехотных командных курсах...
- Дед по материнской линии, Пётр Петрович Царенко, был на тех курсах старшим врачом, а до этого был врачом ещё в партизанском отряде, он ведь до революции 4 курса Казанского медицинского университета окончил,- рассказывает Игорь Анатольевич. - После стал врачом 2-й Туркестанской стрелковой дивизии, находился в «беспрерывных походах на Ферганском фронте». По сути оттуда, с Ферганы, началась его военная биография - хирург, не только практикующий, спасающий жизни, но и учёный, преподаватель, завкафедрой, директор Киргизского медицинского института.
В годы Великой Отечественной Пётр Петрович хоть и рвался в действующую армию, но не был на фронте в прямом смысле этого слова, не ходил в атаку, не бросался с гранатами под фашистский танк. У него был свой фронт и не менее грозный враг - страшные раны солдат, смерть. Он побеждал их ежедневно и очень переживал, когда это не удавалось. «Я с косою твоей острой/ Твёрдый скальпель свой скрестил./ Сколько я детей и взрослых/ Защитил и воскресил!» - эти строки внук посвятил деду-воину. Четыре эвакогоспиталя в Киргизской ССР консультировал хирург, без сна и отдыха мотался между ними, часами оперируя привезённых с фронта раненых, местных жителей спасал в больницах. В сентябре 1942-го Пётр Царенко «за образцовое выполнение своих обязанностей и инициативу в деле организации лечения и культурно-политического обслуживания больных и раненых бойцов, командиров и полит­работников Красной Армии и Военно-Морского Флота» награждён знаком «Отличник здравоохранения». А ещё в архиве внука есть дедушкины медали «За боевые заслуги», «За трудовую доблесть», орден «Знак Почёта» и бесчисленное количество других наград, почётных грамот, благодарностей.
- После войны деда перевели на службу в Крым. Профессор возглавил кафедру факультетской хирургии Крымского медицинского института имени Сталина, где им подготовлено немало известных впоследствии специалистов, учёных, лауреатов Государственной премии. И в Крыму он не прекращал оперировать. Сколько жизней спасено! Очень помог военный опыт. Кафедра, которой он руководил 16 лет, находилась на базе хирургического комплекса Первой Советской больницы (позже больница имени Семашко).
Теперь на здании - мемориальная доска. А ещё можно с уверенностью сказать, что и памятник на территории нынешней Медицинской академии имени Георгиевского тоже в честь Петра Петровича, ведь он посвящён военным хирургам. Зная, что такое война, боль, смерть, Пётр Царенко все силы отдавал тому, чтобы не повторилась больше беда, был председателем Крымского Комитета защиты мира.
- А ещё он был организатором и председателем общества «Знание» в Крыму, - продолжает внук. - Автор около сотни научных работ, которые и теперь востребованы. Горжусь дедом, он - мой главный учитель и в жизни, и в профессии.

Николай Сакович

Другой дедушка нашего читателя - по отцовской линии - тоже врач, правда, лечил не людей, а животных. Он родился в небольшой деревеньке на Смоленщине, отсюда и безграничная любовь к животным, особенно к лошадям. Перед Великой Отечественной семья переехала в Евпаторию, оттуда Николая Ивановича и мобилизовали в августе 1941-го - в созданную в Крыму 51-ю армию.
- К сожалению, о нём я знаю очень мало, - говорит Игорь Сакович, - все документы, фотографии остались у родных в Москве, у меня сохранилась лишь военная фотокарточка деда, которую он прислал на память сыну, моему отцу – 19 февраля 1944-го года. Майор с орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги» на гимнастёрке. Кстати, орден деду вручал сам Маршал Советского Союза Климент Ворошилов.
И потом каждый День Победы приходили дедушке от него из Москвы посылки - благодарность за придуманный походный способ мыловарения, на фронте ведь это была тоже незаменимая вещь.
Николай Сакович с 51-й армией прошёл от Перекопа к Сталинграду, награждён медалью за оборону этого города-героя. В базе данных «Подвиг народа», созданной по документам, хранящимся в Центральном архиве Министерства обороны России, мы нашли и наградной лист к ордену Красной Звезды. «Начальник армейского ветеринарного лазарета проявляет много заботы и энергии на быстрейшее выздоровление больных и раненых лошадей. Благодаря применению в лазарете по его инициативе новых эффективных методов лечения выздоровевших в лазарете за последние 3 месяца стабильно более 96%. За последнюю операцию, проводимую частями армии по освобождению Донбасса и прорыва обороны немцев под Мелитополем лазарет показал образец работы. Несмотря на то, что был всё время на марше, лечебная эффективность в лазарете под руководством Саковича не снижалась. Имеет большой опыт организационной работы: лазарет всегда обеспечен достаточным количеством фуража, а план осенней сенозаготовки перевыполнил - заготовлено более 400 тонн. Товарищ Сакович дисциплинирован, предан партии Ленина - Сталина и Социалистической Родине».
Пётр Царенко и Николай Сакович стали зачинателями врачебной династии.  У них потомки учились трудолюбию, верности профессии и долгу, умению не сдаваться, бороться за жизни других. И каждый год в День Победы крымский врач-психотерапевт Игорь Сакович приходит с их портретами к Вечному огню,  кладёт цветы и молчит, вспоминая своих героев.

Наталья ПУПКОВА.