Архивы на службе людям

21 Апрель 2018 4397
Татьяна Шарова.
Татьяна Шарова.

Сколько стоит получить архивную справку; можно ли узнать судьбу родных, живших до революции на полуострове; где взять документы для назначения пенсии? На эти и другие вопросы читателей во время «прямой линии» в редакции «Крымской правды» ответила Татьяна ШАРОВА, заместитель председателя Государственного комитета по делам архивов Республики Крым.

Оксана П., Валентина Владимировна и другие:

- Татьяна Алексеевна, где находится архив по личному составу, куда передают данные о работавших людях и их зарплате, необходимые для установления пенсии. Интересует предприятие «Крымшёлк», данные за 1956 год.

- Государственный архив Республики Крым по личному составу находится в Симферополе на улице Шалфейной, 1. В него необходимо обращаться за получением архивной справки о заработной плате и стаже работы в ликвидированных органах государственной власти Крыма, учреждениях, предприятиях и организациях с 1944 года. В Государственном архиве Республики Крым (ул. Кечкеметская, 3) предоставляют справки только о стаже работы и зарплате в партийных и комсомольских органах, а также о стаже работы в колхозах. Кроме того, документы по региональным предприятиям (не общекрымского значения), например, по совхозам, городским и сельским Советам могут находиться и в муниципальных архивах конкретного региона.
К сожалению, не все ликвидируемые предприятия сдают документы по личному составу в архив, забывая, что эти данные - социальная защита бывших сотрудников, установление их пенсий. Повлиять на них невозможно, мы стараемся, конечно, отслеживать ситуацию, где какое предприятие ликвидируется, обращаемся к ним, но часто не находим понимания. Поэтому, увы, многим крымчанам, ищущим подобные сведения, помочь сложно. Узнать, какие фонды по организациям и предприятиям хранятся в Государственном архиве по личному составу, можно по ссылке http://krymgosarchiv.ru/gosudarstvennyj-arkhiv-po-lichnomu-sostavu или позвонив им по телефону (3652)22-95-19.
Что же касается Крымского аграрно-производственного предприятия «Крымшёлк», то такие данные есть в архиве: с 1944 по 2012 годы, 125 дел.

Юлия, Евпатория:

- Моя бабушка работала в совхозе «Коммунар», где можно получить справку об этом? Дайте, пожалуйста, все координаты.

- Вам необходимо обратиться в архивный отдел (муниципальный архив) администрации Симферопольского района. Адрес: Симферополь, ул. Павленко, 1, телефон (3652) 608-783, адрес электронной почты - arhiv_simf_radm@mail.ru arhiv@simfmo.rk.gov.ru

Татьяна Харитоновна, Октябрьское:

- Муж работал на Белогорском заводе стройматериалов, где можно найти сведения?

- Попробуйте обратиться в архивный отдел (муниципальный архив) администрации Белогорского района РК: Белогорск, ул. Нижнегорская, 93, телефон (36559)911-72.

Дина Михайловна; Владимир О., Симферополь:

- Где находится архив института «Крымагропроект» и завода «Фотон»? Нам нужны справки о зарплате для перерасчёта пенсии.

- Увы, где теперь находятся документы по «Крымагропроекту» и «Фотону», - неизвестно. В Государственный архив по личному составу их документы о сотрудниках, приказы, ведомости начисления зарплаты и так далее не переданы. Равно как и иные документы от этих организаций не поступили ни в одно архивное учреждение рес­публики. Знаю, что несколько лет назад «Фотон» ещё выдавал справки на улице Генерала Васильева, в своей конторе, но потом, видимо, прекратил. По «Крымагропроекту» ситуация ещё сложнее: они хоть и были ещё со времён СССР в числе организаций - источников комплектования нашего архива, то есть, в случае ликвидации, реорганизации должны были передать документы, но по факту этого не сделали. Нас даже никто не поставил в известность о закрытии. Так что, увы, помочь не получится.

Виктор Тимофеевич, Алушта:

- Думаю составить свою родословную. Сколько это будет у вас стоить?

- Прежде всего, хочу отметить, что платные услуги мы не оказываем, исполнение запросов у нас происходит без взимания какой-либо оплаты. Что же касается составления родословной по заказу исследователя, то сотрудники этим в полном смысле не занимаются из-за очень большого объёма разнообразных запросов от крымчан. Если у вас есть какие-то данные, например, о месте и дате рождения родственника, его участии в партизанском отряде, то можете отправить запрос на имя директора Государственного архива Республики Крым, чтобы сотрудники попытались поискать документы по конкретным темам. Точно так же вы можете прийти в Государственный архив, оформить запрос, указав цель исследования, и самостоятельно поработать с документами в читальном зале.

Е. А., Ленино; Ленура О., Бахчисарай и другие:

- Получили архивные справки, но в них не указаны некоторые данные, например, площадь квартиры, валюта, в которой получали зарплату, точные имя, отчество руководителя, нет печати. Из-за этого справки в организациях, которым они предназначались, принимать отказываются. Почему ваши сотрудники не следят за этим? Обратились, чтобы исправили, говорят: нельзя.

- Дело в том, что мы выдаём архивные справки ровно по тем сведениям, которые содержатся в деле. Никаких изменений, добавлений в документ вносить действительно не имеем права. Решения о приёме таких справок должно приниматься на республиканском или государственном уровне.

Анастасия, Симферополь и другие:

- Есть ли у вас документы в электронном виде? Интересуют дореволюционные метрические книги. Есть ли какой-то сайт, где выложены эти документы, или вы можете переслать их по электронной почте?

- Оцифровка документов у нас, конечно, уже происходит, но это очень длительный процесс: 1,5 миллиона дел всё-таки. Стараемся оцифровать в первую очередь редкие старинные документы, которые пользуются большим спросом. В их числе и метрические книги православного, армяно-григорианского, мусульманского, иудейского, римско-католического, евангелическо-лютеранского вероисповеданий. Но работать с оцифрованными документами, равно как и с теми, что на бумажных носителях, можно только в читальных залах госархива. В частности с метрическими книгами - в Симферополе на улице Кечкеметской, 3. Никакие электронные версии, копии не пересылаем. Ознакомиться со списками фондов дореволюционного и советского периодов, партийных организаций можно по ссылке http://krymgosarchiv.ru/gosudarstvennyj-arkhiv-respubliki-krym/spisok-fondov-gosudarstvennogo-arkhiva-rk. Кроме того, мы издали полный путеводитель архивного фонда, первый том посвящён дореволюционным.

Л. В., Белогорский район:

- Я - ветеран труда, есть много воспоминаний о работе на фабрике, фотографии и тому подобное. Слышал, что в архиве могут принять такие исторические данные. Сколько за это платят?

- Действительно, Государственный архив РК принимает на хранение документы личного происхождения. Те, что образовались в процессе жизни и деятельности гражданина, семьи, рода, имеющие историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение. На государственное хранение принимаются: авторские рукописи, биографии, дневники, воспоминания, фотографии и т. д.
Документы граждан включаются в состав архивного фонда по договору дарения. Никаких денег при этом госархив не платит: документы личного происхождения принимаются на хранение на безвозмездной основе.

Виктор Б., Симферополь; Людмила Леонидовна, Саки:

- Где можно получить справку о вступлении в брак?

- Смотря за какой период. Если до 1936 года - в ГКУ РК «Государственный архив Респуб­лики Крым» (Симферополь, ул. Кечкеметская, 3); с 1936 по 1945 годы - обращаться надо в Департамент записи актов гражданского состояния Министерства юстиции республики (ул. Набережная 60-летия СССР, 28); после 1945 года - в отдел РАГС городского (районного) управления юстиции по месту регистрации акта гражданского состояния.

Наталья ПУПКОВА.