Платим одним, жалуемся другим

Об изменениях в жилищном законодательстве

19 Апрель 2018 772
Через год в таком виде, без бахил, в квартиру сантехники не зайдут.
Через год в таком виде, без бахил, в квартиру сантехники не зайдут.

В России вступили в силу нормативные акты, несколько изменившие жилищное законодательство. Подробности того, что это значит для крымчан, выяснила «Крымская правда».

Главный из вступивших в силу документов - Федеральный закон №59-ФЗ
«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», так называемый закон «о прямых платежах». Он позволяет собственникам жилья в многоквартирных домах заключать прямые договоры об оплате коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями. Для материковой части страны закон долгожданный: много лет между жильцами и поставщиками в дом газа, воды, света, тепла выступала посредником управляющая компания, собирающая деньги. И очень часто получалось, что жители вовремя оплачивали коммунальные услуги, а компания средства не перечисляла, создавая задолженность. Теперь люди получили возможность заключать договоры с ресурсниками напрямую и отвечать сами за себя. Для нашего полуострова тема, в общем-то, не очень актуальна: мы и так за коммунальные услуги рассчитываемся с их поставщиками. Несколько лет назад у нас, правда, пытались применить материковую схему и ввести единый платёжный документ, но поставщики ресурсов воспротивились, отказавшись предоставлять свои абонентские базы. Мотивировка была проста: посредник между производителями и потребителями не нужен, не устраивало, что платежи должны были сначала поступать на счёт единого центра, а затем уже распределяться между предприятиями, на что требовалось дополнительное время. Как показала ситуация, крымчане оказались правы: наш опыт прямых платежей в итоге переняли на материке.
Если же какие-то дома успели уже переключиться на оплату коммунальных услуг через управляющую компанию, то у них есть право выбора: продолжать платить так же или вернуться к прямым платежам.
- Есть два механизма перехода на прямые договоры, - поясняет Ирина КОНДРАТЮК, начальник Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, главный государственный жилищный инспектор РК. - Первый вариант: собственники могут принять решение на собрании жильцов, чтобы ресурсные организации напрямую выставляли им счета. Второй вариант: если управляющая компания, собрав средства собственников, создала задолженность по оплате коммунальных услуг за два месяца и более, поставщики ресурсов могут в одностороннем порядке отказаться от её услуг как посредника и начать работать с потребителями напрямую. Если же управляющая компания продолжает выставлять квитанции наряду с квитанциями ресурсоснабжающей организации, то это уже по нормам Уголовного кодекса считается мошенничеством.
Ещё одно важное новшество: установление ответственного за приём жалоб на некачественное предоставление коммунальных услуг. Если раньше управляющая компания и ресурсники могли перекладывать друг на друга вину и ответственность, допустим, за плохо греющие батареи в квартире, то теперь всё зависит от управляющей компании.
- Она принимает от жильцов дома обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и (или) непрерывности обеспечения ими, нарушениях при расчёте размера платы за них, - разъясняет закон главный государственный жилищный инспектор республики. - А также взаимодействует с ресурсниками при проверке фактов, устранении выявленных нарушений.
Изменяется и порядок информирования жильцов управляющими компаниями: по постановлению правительства страны №331 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами…», в народе уже названном «о сервисе».
В частности предполагается, что управляющие компании (равно как и товарищества собственников жилья, кооперативы) должны повесить во всех подъездах информационные доски с указанием контактных данных, объявлениями о новшествах, предстоящих работах и тому подобное. Кроме того, у управляющих компаний, расположенных вдали от находящихся в их ведении многоквартирных домов, появится представительство, где будут вести приём граждан. Правда, последнее положение вступит в силу только с 1 марта будущего года.
С 1 марта 2019-го вступит в силу и положение об аварийно-диспетчерской службе управляющей компании, обязанной осуществлять повседневный контроль за работой внутридомовых инженерных систем, круглосуточную регистрацию, контроль выполнения заявок жильцов и т.д. Причём ответить на звонок в службе должны будут максимум в течение 5 минут, записав телефонный разговор. На локализацию повреждений внутридомовых систем водоснабжения, водоотведения, отопления и электроснабжения отводится полчаса, на устранение аварии - максимум трое суток, а прочистить канализацию и вовсе должны за два часа. Сотрудники службы получат право контролировать качество исполнения заявок с использованием фотофиксации, опросов жильцов.

 

Кстати

Через год сотрудник аварийно-диспетчерской службы (сантехник, электрик и т.д.), выезжающий по заявке, должен будет иметь не только все инструменты, но и служебное удостоверение, опознавательный знак (бейдж, нашивку на одежде) с указанием названия организации, ФИО, специализации и одноразовые бахилы для прохода в квартиру.

Наталья ПУПКОВА.