Юрий Соломин: Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет

1 Февраль 2018 978

В недавний приезд в Крым Юрий Мефодьевич не только выходил на сцену в роли главного героя спектакля «Филумена Мартурано» Доменико Сориано, но и охотно общался со зрителями на творческих встречах.

- Юрий Мефодьевич, с чем был связан ваш первый приезд в Крым? И когда это было?

- Первый раз я появился здесь в 60-х годах. Был совсем молодым артистом - только три года проработал в театре. Прилетел я на съёмки фильма «Оборона Севастополя» в свой выходной день, понедельник, а в воскресенье должен был играть в спектакле с нашим директором и художественным руководителем, народным артистом Михаилом Ивановичем Царёвым, который когда-то начинал работать в молодости на сцене Русского театра в Симферополе. Я очень волновался, успею ли вовремя вернуться в Москву. Съёмки проходили на Сапун горе, я играл капитана Петрова. Роль небольшая. Постреляли, покричали. А я всё время донимал администратора группы, есть ли уже билет на самолёт? Я без разрешения уезжать и сейчас не люблю, а тогда тем более. Царёв был моим учителем, мне было очень неудобно, что не предупредил его о съёмке в Крыму. К счастью, всё закончилось благополучно, и во вторник вечером я вышел вместе с Царёвым на сцену.

- Каким вам запомнился Михаил Царёв? Великие артисты Малого театра?

- Михаил Иванович был очень благожелательным человеком: если что-то обещал, делал обязательно. Многим помогал. Мне выбил московскую прописку. Но главное - он был блистательным режиссёром, великим актёром. Такого же уникального дарования были Игорь Владимирович Ильинский и Елена Николаевна Глаголева - актёры, с которыми я был близко знаком по театральным подмосткам и дружил. Когда я пришел в Малый, молодёжи в труппе было немного. Репертуар держался на теперь уже легендарных личностях, среди которых и Борис Бабочкин, Михаил Жаров, Вера Пашенная. Кстати, именно к легендарной русской актрисе Вере Николаевне Пашенной, которая в 1953 году набирала в училище имени Щепкина свой последний курс, я тогда и поступил. Конкурс в тот год был жуткий! Из пяти тысяч человек принять могли только двадцать пять. Удача, счастье, что я попал в число студентов великой актрисы.

- В те годы на сцене Малого блистала и Александра Яблочкина?

- Да, она вместе с Марией Ермоловой была нашей «госпожой». Когда я пришел в театр, ей было уже под 90 лет, но она все ещё выходила на сцену.
В спектакле «Ярмарка тщеславия» её вывозили на сцену в кресле «негры». Иногда таким «негром» был я. Вообще, надо сказать, что мэтры опекали молодых актёров. Такой пример.
В 1965 году играл Хлестакова, заменяя самого Ильинского, который долгое время выходил в этой роли. Я оказался на сцене в блистательной «компании»: Любезнов, Бабочкин, Аленев. Если бы не их поддержка, я бы просто упал в обморок от страха! После спектакля ко мне подошла одна из ведущих актрис театра Елена Митрофановна Шатрова и подарила книгу своего мужа - знаменитого в прошлом артиста. Для меня это было признанием того, что элита театра приняла в свою семью. Кстати, это стало традицией: актёр проходит «цензуру» заслуженных артистов, ему непременно дарят что-то на память.

- Как вы попали на главную роль в фильме «Адъютант его превосходительства»?

- Можно сказать, случайно. Режиссёр Евгений Ташков сначала без проб утвердил меня на маленькую роль офицера штаба. А потом вдруг предложил пробоваться на главную роль, причём моя кандидатура нравилась только Ташкову. Он потом очень долго уговаривал художественный совет согласиться. Противники говорили, что лицо не вписывается в типаж героя-коммуниста. Официально я так и не был утверждён. Разрешили сниматься под ответственность режиссёра.

- Большой успех выпал картине «Дерсу Узала» Акиры Куросавы. Как вы попали к великому режиссёру?

- В 1972 году во время гастролей в Киеве я угодил в больницу. По радио услышал, что Акира Куросава приезжает в Москву снимать эту картину. Подумал: вот бы мне сняться в ней, я ведь очень хорошо знаю роман Владимира Клавдиевича Арсеньева - он о тех местах, где я родился и вырос, - о Даурской тайге и Приморском крае. Вернулся в Москву с этой мечтой. И вдруг в самый канун нового года - звонок с «Мосфильма»: второй режиссёр Володя Васильев пригласил поговорить по поводу фильма Акиры Куросавы. У меня аж горло перехватило, даже не спросил, на какую роль зовут. На следующий день помчался. Акира предложил мне роль Арсеньева. На съёмках мы с ним дружили до его ухода из жизни в 1988 году. Он, как все великие, был прост в общении.

- Свой первый фильм вы сняли в Крыму, если не ошибаюсь?

- Не ошибаетесь. Это было в 1982 году. В Симферополе, Ялте, в Ботаническом саду снимали натуру для фильма «Берег моей мечты» о великом русском путешественнике Миклухо-Мак­лае. Много известных артис­тов играли в картине: Руфина Нифонтова, Игорь Горбачёв, Владимир Кенигсон, Евгений Самойлов, Всеволод Сафонов. Надо сказать, что я никогда не мечтал быть режиссёром. Хотел быть артистом. Но так уж получилось. Сначала стал театральным режиссёром. Первый спектакль поставил в Болгарии. Это был «Лес» Островского. Меня пригласили, узнав из интервью с Акирой Куросавой его мнение, что у меня есть режиссёрские наклонности. В Болгарии в библиотеке мне случайно попалась книга «Человек с планеты Луна» о Николае Николаевиче Миклухо-Маклае, который много лет прожил в Гвинее среди папуасов. И я буквально заболел идеей снять о нём фильм.
В Москве пришёл к автору сценария «Адъютант его превосходительства» Георгию Северскому. Он, кстати, крымчанин, один из руководителей партизанского движения на полуострове в годы Великой Отечественной войны, и предложил ему написать сценарий будущего фильма о Маклае. Об этом великом человеке тогда мало кто знал, хотя его именем были названы улица, пароход, институт. А был он не только учёным, исследователем, путешественником, первопроходцем, но и замечательным художником, доктором. Гвинейцы прозвали его Человеком с планеты Луна. Он так много сделал для дикого африканского племени, что в Гвинее до сих пор называют детей его именем. Георгий Леонидович написал сценарий, и мы сняли фильм «Берег его жизни», в котором показали самые интересные моменты из жизни великого человека, историю любви нашего соотечественника и дочери вице-президента Австралии.
Я играл Миклухо-Маклая. Его возлюбленную Маргарет - красавица Людмила Титова. Нашими партнёрами были Всеволод Сафонов, Евгений Самойлов, Эммануил Виторган, Руфина Нифонтова, а также Владимир Кенигсон и Александр Голобородько, начинавшие театральную жизнь на крымской сцене.

- Без малого тридцать лет вы руководите театром, с которым раз и навсегда связали свою жизнь. Это был выбор коллектива?

- Если бы коллектив не поддержал, ни за что бы не согласился! Сначала меня избрали председателем художественного совета, который я тут же расформировал. Считал и считаю, что все вопросы должен решать художественный руководитель, быть которым может только тот человек, которому коллектив доверяет. Так и живём - на доверии.

- Что пожелаете крымчанам на, надеемся, недолгое прощание?

- Мне очень нравится «Пожелание друзьям» Самуила Маршака:
Пусть каждый день
и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
А ещё, дорогие мои, помните слова замечательного советского поэта Иосифа Уткина: «Что с Родиною сбудется, то и с народом станется».

Досье

Советский, российских актёр, режиссёр театра и кино, театральный педагог, государственный и общественный деятель, народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического Малого театра, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Юрий Мефодьевич Соломин родился 18 июня 1935 года в Чите в семье музыкальных педагогов. После окончания высшего театрального училища им. М. С. Щепкина был принят в труппу Московского Малого театра. На его счету - десятки ролей и поставленных спектаклей, снятых фильмов. Широкую известность в кино принесли роли Павла Кольцова в фильме «Адъютант его превосходительства», Владимира Арсеньева в картине «Дерсу Узала», Николая II в фильме «И аз воздам…», Ивана Телегина и Бориса Градова в сериалах «Хождение по мукам» и «Московская сага». В должности министра культуры в составе первого правительства Российской Федерации решил ряд важных вопросов, связанных с организацией жизни театральных коллективов, развитием детского творчества. Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.