Логика отчаяния

Готовимся к неожиданностям

21 Ноябрь 2017 1090
Рисунок Эдуарда КУЛИША.
Рисунок Эдуарда КУЛИША.

Очевидно проигрывая на Украине и в Сирии, раздираемый внутренним противостоянием Вашингтон способен пойти на крайние меры. В том, что «партнёры» готовятся нанести внезапный удар под выборы, сегодня мало кто сомневается. Спорят о том, когда и где. Угрозы нового витка обострения вокруг Приднестровья, очередные провокации на Донбассе, попытка обвинить Асада в применении химоружия опекаемыми Западом террористами, рассуждения о возможности «российского вторжения» в Прибалтику - всё это уже и раньше не срабатывало. Возможно, это - просто прикрытие истинных планов, сути которых мы с вами не знаем. Но почти наверняка они попытаются: в похожей ситуации оказался в своё время бесноватый фюрер, который мечтал о «супероружии», способном одним ударом переломить исход войны. А тем временем, видя, куда клонится чаша весов истории, его покидали бывшие союзники. Нечто подобное происходит и теперь.

Семейные скандалы европейцев

Евросоюз «наехал» на Польшу. В среду Европарламент рекомендовал начать процедуру, которая может лишить Польшу права голоса (на основании статьи 7 договора о ЕС). «Нынешняя ситуация в Польше представляет явный риск серьёзного нарушения европейских ценностей», - говорится в принятой резолюции.
Обвинений прозвучало немало. В прошедшем в Варшаве 60-тысячном марше независимости под лозунгами «Нам нужен Бог!», «За белую Европу братских народов» европарламентарии усмотрели «признаки фашизма» (Deutche Welle назвала это событие «серьёзным ударом по имиджу Польши»), а программа правящей партии «Право и справедливость», по их мнению, «напоминает путинскую программу». Польше даже посоветовали уйти из ЕС следом за Британией, если уж ей в дружной европейской семье народов не живётся.
Истинные же претензии к Польше - в отказе принимать мигрантов и в том, что она, будучи главным вассалом США, с истинно шляхетским гонором пыталась, объединив под своим началом более слабых восточноевропейцев, давить на Германию, рассчитывающую после падения американского гегемона переобъединить Европу уже под своим началом. А преисполненная вассальной верности и от природы заносчивая Варшава взялась ставить немцам палки в колёса (в сфере газового сотрудничества в том числе). Это, конечно, не «Данцигский коридор», но и за такое в Европе наказывают.
Ну а пока министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский призывает отказаться от поставок российского газа. «Мы хотим завершить в 2022 году российский контракт. Более того, мы призываем другие страны, например, Хорватию, чтобы она тоже построила газовый терминал в Адриатике, который мог бы обеспечить эту часть Европы газом из других государств мира», - заявил он в радиоэфире. Преодолеть зависимость от ненавистной России (из примерно 15 миллиардов кубометров газа, потребляемых Польшей ежегодно, около 10 приходится на долю «Газпрома») Варшава рассчитывает с помощью США. Есть только одна проблема - американский сжиженный газ обходится в несколько раз дороже российского трубопроводного. И на чём основаны надежды Варшавы, что к 2022 году США снизят цены себе в убыток, Ващиковский не объяснил. В настоящее время построенные в расчёте на «диверсификацию поставок» европейские СПГ-терминалы используются менее чем на 20%. Дорого!
Требовать же от Германии, в годовом балансе которой российское «голубое топливо» занимает 40-50%, перейти на американский СПГ и вовсе бестактно. Поэтому проект «Северный поток-2» продолжает реализовываться (17 ноября немецкая Wintershall, изучив новые санкции США против РФ, заявила о продолжении своего участия), а Польша рискует получить санкции со стороны «старших» европейцев.

Европа после США

Немецкий журнал Spiegel утверждает, что некие аналитики бундесвера предоставили руководству Германии секретный документ, в котором рассматриваются варианты будущего краха Евросоюза в его нынешнем формате.
«Правительство ФРГ могло бы опровергнуть наличие такого документа и начать расследование по поводу утечки информации стратегического характера. Но оно молчит, косвенно подтверждая достоверность публикации, - отмечает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. - Зачем правительству ФРГ сливать в прессу секретные документы?».
А вот зачем. «Тринадцатого ноября (уже после публикации) 23 страны Евросоюза без антуража, которым обычно сопровождают подобного рода мероприятия, подписали «Программу постоянного структурированного сотрудничества». Для начала будут совместно разрабатывать комплексы вооружений и военные доктрины. На следующем этапе объединят под общим командованием ЕС реальные подразделения своих вооружённых сил. Ещё год назад многие российские эксперты отказывались верить в возможность создания европейской армии. И совершенно резонно отмечали, что при наличии НАТО такая структура будет лишней, говорили, что США не допустят подобного, потому как это нивелирует их влияние в Европе, - напоминает политолог. - Сегодня в Вашингтоне подписание программы расценивают именно как начало создания европейской армии.
В отличие от предыдущих аналогичных попыток ЕС, нынешняя заставляет Штаты нервничать. За океаном даже говорят, что это нож в спину Североатлантического альянса».
Показательно, что бывшие страны соцлагеря, «которые всегда идут на поводу у Вашингтона и конфликтуют по этому поводу со «старой» Европой, в этот раз без лишней суеты поставили подписи в нужных местах». И вовсе не угроза санкций со стороны «старших» сделала восточноевропейских русофобов такими сговорчивыми.
По версии Spiegel, в упомянутом выше «секретном документе» США слабеют, а Россия, напротив, усиливается и соответственно усиливается её экономическое влияние на Европу. А с вероятным распадом Украины соседями станут как раз те самые публично боящиеся «российской оккупации» восточноевропейцы.

Подготовка к рекультивации

15 ноября 2017 года спецпредставитель Украины в Трёхсторонней контактной группе по мирному урегулированию ситуации на Донбассе Виктор Медведчук в ходе встречи с президентом России Владимиром Путиным, премьер-министром Дмитрием Медведевым и Святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом попросил посодействовать процессу обмена пленными. Киев заскрипел зубами.
А европейцы мелкими шажками дистанцируются от плодов «революции гидности».
ОБСЕ внезапно «прозрело» и обнаружило позиции ВСУ (даже с развевающимся «прапором»), выдвинутые почти на километр за официальную линию разграничения. Главный представитель специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Александр Хуг потребовал от Генштаба ВСУ объяснений и отвода техники.
Претензии, открыто предъявляемые Киеву Польшей и Венгрией, известны. И тут даже увещевания Могерини не помогают.
«Порошенко понимает, что он не выберется на следующий срок, поэтому он будет работать на то, чтобы выборы вообще не состоялись. Единственный легальный способ - это ввод чрезвычайного положения. Этого можно добиться масштабной провокацией, - считает политтехнолог Олег Матвейчев. - Сценарий примерно такой: за полгода до выборов, может, и раньше, они на узком участке фронта начнут подготовленное заранее наступление. Наступление, в котором большим ударом и ценой больших потерь захватят примерно пять-десять населённых пунктов в ДНР и ЛНР. Дальше будет дан приказ резко отступать. Совершив прорыв, они моментально не только отступят и оставят все захваченные населённые пункты, но отступят так, чтобы контр­атакующие силы ДНР и ЛНР захватили ещё и находящиеся под украинским контролем пять-десять населённых пунктов. Чтобы создалось впечатление, что это контрнаступление является, наоборот, масштабным наступлением ЛДНР… Вся мировая общественность взорвётся, созовёт Совбез ООН и так далее. В этот момент Порошенко объявит чрезвычайное положение». По версии Матвейчева, «сахарный король» со временем объявит об очередной «перемоге», но режим ЧП отменять не станет и будет ждать, когда в Вашингтоне Трампа сменит кто-то менее жестокосердный и более симпатизирующий президенту-олигарху.
Разумеется, это лишь гипотеза, и насколько этот план выполним, судите сами.
По мнению Ростислава Ищенко, украинский вопрос в российско-американских отношениях сегодня находится примерно в той же стадии, что сирийский в 2012 году.
Тогда Москва предлагала Западу широкий компромисс в рамках женевского формата. Вашингтон отказался, рассчитывая победить с помощью силы. В итоге вопросы сирийского урегулирования обсуждаются в Астане без участия США.
Германия и Франция, убедившись в недоговороспособности и неадекватности Киева, фактически устранились от переговоров по украинскому вопросу, уступив место за столом американцам. Ну а о том, что переговоры Владислава Суркова и Курта Волкера могут продолжаться чуть менее, чем вечно, в соцсетях уже даже шутить подустали. Главный довод Вашингтона - Украина, распадаясь, создаст проблемы всем, - оказался вовсе не козырем. Минский формат как раз и предусматривает изменения Конституции, федерализацию и фактически переучреждение украинского государства. И раз режим Порошенко на это не способен, то можно дождаться его замены. Тем или иным способом.
Ещё один «нюанс» заключается в том, что в случае очередного переворота в Киеве легитимными участниками минского процесса останутся представители ДНР и ЛНР.
- Дело в том, что как это ни обидно звучит для многих стран и народов, Сирия, Украина, Турция и даже целый ЕС в этой войне - расходный материал. Они могут занять правильную позицию, как Турция после попытки государственного переворота, и тогда не только их суверенитет будет сохранён, но и претензии на существенную роль в своём регионе могут быть удовлетворены. Они могут занять неправильную позицию (как Украина). И тогда исчезнут, как она исчезает. Саудовская Аравия сейчас пытается спешно оставить неправильную позицию и перебежать на правильную сторону. Её внутриполитические потрясения (аресты принцев, министров, практически дворцовая революция) показывают, какой это сложный и опасный процесс, - отмечает эксперт. - Проблема большинства нынешних государств заключается в том, что не только ментально, но и технологически они находятся ещё в ХХ веке. Кстати, противоречия ЕС - не просто противоречия между богатым Севером и бедным Югом, это противоречия между политико-экономическими системами XXI века, которые, как Франция и Германия, вполне готовы участвовать в гибридной войне, хоть и не имеют достаточного ресурса, чтобы играть в ней ведущую роль, и восточноевропейцами, которые находятся либо в конце ХХ века (Польша, Чехия, Венгрия), либо и вовсе в XIX (Прибалтика, Румыния, Болгария) и, мысля соответствующими категориями, страдают в страхе перед возможной оккупацией своих никому не нужных территорий с разбегающимся населением.
Современные гибридные вой­ны выигрываются не танками и не «Джавелинами».

Николай ФИЛИППОВ.