Танкер и его «невеста»

42 года назад наша газета писала: «Здравствуй, «Кубань!»

26 Сентябрь 2017 1931
Cупертанкер «Кубань» на стапеле.
Cупертанкер «Кубань» на стапеле.

Камыш-Бурунский судоремонтный и судостроительный завод Наркомата морского флота СССР появился 79 лет назад, в 1938-м, спустя 28 лет он стал именоваться «Керченский судостроительный завод «Залив». Именно здесь в семидесятых годах прошлого века построены первые в СССР супертанкеры проекта 1511 - «Крым», «Кубань», «Кавказ», «Кузбасс», «Кривбасс», «Советская нефть». Новый этап в жизни завода начался после возвращения Крыма в Россию - как пишут сами заводчане, «возрождается полнокомплектное судостроение», например, 30 июня на судостроительном заводе торжественно заложили малое гидрографическое судно. О заводе и его кораблях наша газета писала часто, вместе с судостроителями журналисты спускали на воду и супертанкеры, а снимки по заданию главного редактора Владимира Бобашинского делал фотокорреспондент Николай Бондаренко.

Николай Николаевич в «Крымскую правду» пришёл в начале пятидесятых, демобилизованный военный, командир взвода, потом роты автоматчиков, совсем ещё мальчишкой, 18-летним, оказавшийся на фронте. Сам говорил, «как фотокорреспондент я родился в «Крымской правде». И вспоминал, как 20 сентября 1975-го переживал, что не получаются по объективным причинам снимки вывода на большую воду супертанкера «Кубань». И всё же 23 сентября 1975 года «Крымская правда» написала: «Здравствуй, «Кубань»: «Керчь. Детище Керченского судостроительного завода и ещё 675-и предприятий Советского Союза - супертанкер «Кубань» спущен на воду. Его водоизмещение - 128 тысяч тонн, грузоподъёмность - 150 тысяч тонн. Спуск стал большим праздником для керченских корабелов и их поставщиков». А ещё Николай Николаевич рассказывал о старинной, зарождённой ещё Петром Первым, традиции - выбирать невесту  нового корабля. Для супертанкера «Кубань» в 1975-м ею стала крановщица завода Вера Потапова.
- Она вышла из докового цеха, и свежий осенний ветер подхватил подол белоснежного подвенечного платья, а фату едва не сорвал, - вспоминал наш коллега. - Но счастьем светились глаза. Два молодых человека, с алыми лентами через плечо, бережно поддерживали девушку. Гремела музыка, сияли улыбки - большой праздник: на воду спустили второй супертанкер «Кубань». К огромной махине его Вера подошла еле дыша. Ещё бы: длина «Кубани» 300 метров - три составленных воедино футбольных поля, ширина 76 метров, высота - свыше 30 метров!
По традиции «невесту» для корабля выбирают лучшую из лучших, её портрет в кают-компании отныне должен висеть всю корабельную жизнь, быть с супертанкером во всех рейсах.
- С верхней палубы на тоненькой бечёвке спустили бутылку шампанского. Тысячи корабелов затихли в ожидании священнодействия, - рассказывал Николай Бондаренко. - Вера как-то неуверенно приняла в руки бутылку и без усилия отпустила её, бутылка достигла носовой части судна, звонко цокнула о металл и плавно возвратилась обратно. «Ох! - разом выдохнула рать строителей. - Вера! Не позорь доковых!» Теперь уже с азартом она подхватила в руки бутылку и с силой отбросила от себя. «Ба-ах!» - на металле вспенилось шампанское. Долгое «ура» грянуло над проливом. Так обвенчали супертанкер «Кубань» с крановщицей докового цеха Верой Потаповой.
А в день «венчания» супертанкер не вышел на большую воду. Шквальный северо-восточный ветер прижимал махину к борту эллинга. Тросы, толщиной в руку, не выдерживая огромной парусности судна, лопались, как нитки. По громкой связи то и дело слышал тревожные сообщения: «Удар бортом, вижу вмятину. Ещё удар». До глубоких сумерек следующего за праздником воскресного дня просидел в кабине портального крана, откуда собирался снять выход «Кубани» на чистую воду. Было уже совсем темно, когда танкер вывели в залив. Снимки не получились. Но я не печалился. Прожил те памятные сутки в напряжённой работе, приобщился к жизни замечательных тружеников, неистовых корабелов, был влюблен в очаровательную «невесту», видел в критической обстановке лидеров завода, простых, умных и надёжных людей, которых объединяла одна большая мечта.
Как сложилась судьба Веры Потаповой - увы, не знаем, а супертанкер «Кубань» был приписан к порту Новороссийска, в последний рейс невозвратный отправился в 1998-м - продан в Бангладеш, распилен на металл. Впрочем, в новороссийском морском пароходстве танкер «Кубань» всё же есть: в 2000-м новый построили в Японии, правда, масштабы - поменьше того, керченского: длина 243, ширина - 42 метра, а грузоподъёмность 106,5 тонн - у спущенного на воду 42 года назад было 150 тысяч тонн.

Фото
Николая БОНДАРЕНКО.

Наталья ПУПКОВА.