Садовая катастрофа
О плачевном положении аграрного комплекса после заморозков
В том, что каждая погода - благодать, крымские аграрии нынче могут усомниться. Основания у них веские: капризная весна не только заставила открыть зонтики и достать ещё на чуть-чуть тёплые куртки, но и буквально за пару ночей нанесла существенный урон фруктовому урожаю 2017 года.
А будут ли фрукты?
Побившими урожай заморозками нас пугают каждый год: по традиции в апреле-мае при первых похолоданиях все начинают предрекать, что персика не будет или абрикос помёрзнет. Тем не менее, каждый год и персика, и абрикоса, и других даров крымских садоводств на рынках хватает. Увы, летом 2017 крымчанам действительно придётся вспоминать о своих персиках со вздохом.
ОАО «Победа» - одно из двух предприятий Нижнегорского района, в которых ущерб составил 100%. Это значит, что урожая в этом году у хозяйства - а это более 500 гектаров общих садов - не будет.
- У нас полностью вымерзли и черешня, и абрикос, и персик, и яблоко, и слива, - рассказал директор предприятия Фёдор Тагиров. - Таких заморозков не было последние лет 20, наверное. Для этого времени года они, по сути, аномальные. Более того, эти заморозки скажутся и на урожае следующего года, ведь деревья сильно пострадали. Нашему хозяйству придётся восстанавливаться не один год, чтобы снова выйти на тот же уровень.
Чуть лучше ситуация в Первомайском районе, однако и здесь урожай местами сократился вдвое.
- Мы заложили в общей сложности 25 гектаров интенсивного яблоневого сада, сорта Айдаред, Ренет Симиренко, Голден Делишес. В результате заморозков по Айдареду повреждение составило 65,4%, по Ренет Симиренко - 47,8%, по Голден Делишес - 45,1%. В целом около 50% урожая погибло, - сообщил нашему корреспонденту директор КФХ «Чистый камень» Олег Рейнштейн, отметив, что на восстановление хозяйства при соблюдении всех дальнейших обработок понадобится год. - Это весьма ощутимый ущерб для хозяйства. Радует только то, что наше предприятие не узкоспециализированное и помимо садоводства занимается выращиванием зерновых и технических культур.
Действительно, зерновым и техническим культурам в тех же районах повезло куда больше.
- Наше хозяйство занимается, в основном, растениеводством - озимые, пшеница, ячмень, подсолнечник, горох, лён, кориандр. В этом году мы от заморозков вообще не пострадали, в отличие от предыдущего года. Немного прихватило картошку, но это больше у частного сектора, - поделился директор ООО «Крымская зерновая компания» Сергей Сатановский. - У нас всё живое, цветёт и растёт.
Можно ли было избежать таких потерь? Ведь прогнозы погоды никто не отменял. Заместитель министра сельского хозяйства Крыма Алиме Зарединова уверена: из-за неожиданного и резкого понижения температуры некоторые хозяйства были, по сути, обречены.
- Мы работаем с Гидрометцентром, и когда было предупреждение, мы разослали через районные администрации всем сельхозтоваропроизводителям информацию о том, что в течение двух суток будет усиливаться северный ветер и возможны заморозки, - пояснила она. - К сожалению, понижение температуры случилось с 12 ночи до 4 утра, поэтому предприятия не успели заблаговременно предпринять какие-либо действия. Обычно при объявлении такой ситуации поджигают солому и с помощью специальных устройств раздувают дым для того, чтобы уменьшить влияние заморозков на насаждения. Благодаря этому во многих районах, где понижение температуры было небольшое, гибели урожая удалось избежать. Но в Нижнегорском районе было -6: при этом никакие меры уже не спасут.
Как сообщили некоторые аграрии, в районах с небольшим понижением температуры - в том же Первомайском - сильный ветер свёл на нет все дымовые завесы.
- Непогода сопровождалась сильными ветрами, - отметил Олег Рейнштейн. - Поэтому окуривание сада дымом должного результата не принесло.
Сами справитесь или Бог в помощь?
Ущерб Минсельхоз Крыма посчитал ещё на прошлой неделе. Сумма выходит немалая.
- На территории Нижнегорского, Первомайского и Красногвардейского районов Республики Крым многолетние плодово-ягодные насаждения пострадали на общей площади более 2200 гектаров. По расчётам сельскохозяйственных товаропроизводителей, сумма прямых затрат составила более 195 миллионов рублей, - сообщили в пресс-службе Министерства сельского хозяйства республики.
И это только прямой ущерб, то есть убытки до настоящего времени. А ведь с расчётом на прибыль от продажи урожая были другие планы и перспективы, в том числе - уход и обработка садов до следующего года.
- Мы оценили прямой ущерб, он составил около 45 миллионов рублей - эта сумма сложилась из того, сколько денег было вложено в сады с момента сбора последнего урожая, - пояснил Фёдор Тагиров. - К сожалению, не было учтено ещё и то, сколько всего предстоит сделать, чтобы дожить до следующего урожая.
- Прямой ущерб от заморозка на сегодня составил 1,44 миллиона рублей, - сообщил Олег Рейнштейн. - Но не стоит забывать, что за деревьями, несмотря на то, что на некоторых не будет в этом году плодов, необходим всё тот же уход, те же агрохимические обработки, так как это залог будущего урожая. Размер же недополученной выгоды составит около 5,5 миллиона рублей.
С таким ущербом самим аграриям не справиться, и в профильном министерстве это прекрасно понимают. Поэтому уже сейчас предприятиям поручили собирать документы для подачи на компенсацию ущерба.
- Есть специальные документы, которые сельхозпроизводители в соответствии с приказом Минсельхоза РФ должны оформить и представить в районные администрации, которые у себя на комиссии их рассматривают и передают уже нам в Министерство.
А мы, собрав всю информацию, инициируем заседание республиканской комиссии по ЧС для того, чтобы рассмотреть и объявить чрезвычайную ситуацию республиканского масштаба, чтобы можно было использовать средства резервного фонда на возмещение затрат, - пояснила Алиме Зарединова.
Кроме того, профильное министерство уже направило соответствующий документ на имя председателя комиссии Совета министров Крыма по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Игоря Михайличенко с просьбой рассмотреть вопрос о возмещении ущерба пострадавшим юридическим лицам. В нём говорится, в частности, что «согласно требованиям подпункта «г» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» причинённый заморозками ущерб квалифицируется как чрезвычайная ситуация регионального характера».
Заморозки были в ночь с 26 на 27 апреля. Письмо в комиссию Совета министров было направлено в начале мая. Прошёл уже почти месяц - и тишина. В какие сроки вопрос будет рассмотрен и, главное, решён - большая тайна и для аграриев, и для министерства. И пока рука помощи от государства не протянулась через бюрократические тернии, пострадавшим предприятиям придётся изыскивать средства к существованию самостоятельно - по всей видимости, сокращать штат и капитально затягивать пояса.
«Крымская правда» продолжает следить за ситуацией.