Королёвский полуостров

Знаменитый конструктор открыл его для себя 90 лет назад

16 Январь 2017 1059
Сергей Королёв, Сергей Люшин и Константин Арцеулов возле планёра «Коктебель».
Сергей Королёв, Сергей Люшин и Константин Арцеулов возле планёра «Коктебель».

Памятник ему установлен у симферопольского кинотеатра «Космос», где он, конечно, не бывал, но зато часто приезжал в Крым, откуда управлялись космические корабли, где тренировались будущие покорители вселенной и была площадка для испытания лунохода. 12 января (по новому стилю) исполнилось 110 лет со дня рождения Сергея Павловича Королёва, создателя баллистических и космических ракет, человека, подарившего нашей стране первый в мире искусственный спутник земли и первого в истории планеты космонавта. А 90 лет назад 20-летний Сергей впервые открыл для себя полуостров.

Верный мечте
Будущий дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР родился в Житомире в семье учителя словесности Павла Яковлевича Королёва и «домашней учительницы по русскому языку» Марии Николаевны Москаленко. Но родители рано развелись, мальчик почти всё детство провёл у бабушки с дедушкой в Нежине, где в четыре года впервые увидел самолёт - на показательные выступления в город прилетел один из первых русских лётчиков Сергей Исаевич Уточкин. И появилась у мальчугана мечта о полётах, даже хотел крылья себе сделать из простыней, благо взрослые отговорили. Потом были книги Жюля Верна о путешествии на Луну из пушки и более научные брошюры Константина Циолковского. Кстати, много позже встреча с Константином Эдурадовичем заставила Сергея Королёва немного подкорректировать планы: сначала мечтал летать на самолётах собственной конструкции, но потом решил «строить ракеты и летать на них!».
Он занимался в Обществе авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, учился в Киевском политехническом институте по профилю авиационной техники и Московском высшем техническом училище имени Баумана, в 26 лет стал заместителем директора, дивинженером Реактивного научно-исследовательского института. В 29 - инициировал испытание крылатых ракет с пороховым и с жидкостным ракетными двигателями, разрабатывал крылатые и баллистические ракеты дальнего действия, авиационные для стрельбы по воздушным и наземным целям. Потом были Бутырская тюрьма в Москве, Дальний Восток и Колыма, где отбывал срок по надуманному обвинению, но всё ещё верил, что сможет пригодиться стране. Там, на Колыме, его спас от гибели боксёр Михаил Усачёв, бывший директор Московского авиазавода, а в Москве за него просили лётчики - Герои Советского Союза. С Колымы талантливого учёного перевели за два года до начала Великой Отечественной - в московскую спецтюрьму-шарашку ЦКБ-29 НКВД, где под руководством другого осуждённого авиаконструктора - Андрея Туполева - создавал с товарищами бомбардировщики Пе-2 и Ту-2. Потом - тюрьма при Казанском авиазаводе №16, должность главного конструктора группы реактивных установок. Освобождённый досрочно, но не реабилитированный Сергей Королёв летом 1946 года был назначен главным конструктором Особого конструкторского бюро №1, а через четыре года разработанная им баллистическая ракета Р-1 была принята на вооружение. В 1956-м была создана первая отечественная стратегическая ракета Р-7, главная в ракетном ядерном щите СССР, а 4 октября 1957 запущен «первый человеческий привет космосу» - искусственный спутник, который провёл на орбите 92 дня, выполнив все задачи. Потом были геофизический спутник, парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов планеты, автоматические космические аппараты к Луне, корабль «Восток-1», поднявший в космос первого в мире космонавта Юрия Гагарина, «Восход-2», из которого впервые в истории Алексей Леонов вышел в открытый космос.
И новые мечты, воплотить которые, увы, не удалось - в 1966-м Сергея Павловича не стало, урна с прахом захоронена в Кремлёвской стене.
Коктебель был первым
Крым может гордиться и тем, что именно у нас, в Феодосии, Сергей Королёв выбрал место, где тренировались приводняться все, кто летал в космос на кораблях «Восток» и «Союз-ТМ», и тем, что сам он впервые поднялся на крыло на полуострове - на горе Узун-Сырт (Клементьева) в Коктебеле.
На Узун-Сырт, где поднимаются потоки тёплого воздуха, первые Всесоюзные соревнования планеристов состоялись в 1923-м, Сергей Королёв приехал сюда через четыре года. «Мне хочется крикнуть навстречу ветру, обнимающему моё лицо и заставляющему вздрагивать мою красную птицу при порывах, - писал он. - И как-то не верится, что такой тяжёлый кусок металла и дерева может летать. Но достаточно только оторваться от Земли, как чувствуешь: машина словно оживает и летит со свистом, послушная каждому движению руля. Разве не наибольшее удовлетворение и награда самому летать на своей же машине?!». На своей, планёре «Коктебель», созданном вместе с Сергеем Люшиным, поднимался в воздух уже через два года - после окончания планёрной школы Мосавиахима. «Красный Крым», так наша газета называлась тогда, писал в сентябре 1929-го о планёре «Коктебель», трёхсоткилограммовом аппарате с 17-метровым крылом, как о большом достижении конструкторов. Будущий известный лётчик Константин Арцеулов на «Коктебеле» установил всесоюзный рекорд дальности парящего полёта по маршруту, ранее недоступному для других.
Спустя год Сергей Королёв поднялся в небо над горой Узун-Сырт на «Красной звезде» - своём новом планёре, предназначенном уже для фигур высшего пилотажа. Правда, сам конструктор их не выполнял, но 28 октября 1930 года на этом королёвском планёре пилот Василий Степанченок впервые в мире сделал сразу три мёртвые петли. Изначально планёры привозили в Крым, но потом Сергей Королёв с товарищами провели успешные эксперименты по их буксировке и на состязания 1935-го на гору Узун-Сырт планёры прибыли по воздуху. Будущий отец космонавтики представлял СК-9 - «двухместный планёр для дальних буксировочных перелётов и полётов на дальность вдоль грозового фронта». Это была заявка (позже успешно осуществлённая) на новые рекорды. Но и не только - Сергей Павлович проектировал эту модель для жидкостного реактивного двигателя, к концу тридцатых этот планёр переоборудовали в ракетоплан РП-318-1.
Это были первые удачи, рекорды будущего ракетчика, дважды Героя Социалистического Труда Сергея Королёва, и кто знает, появились бы первый спутник, корабль «Восток», баллистические ракеты, если бы 90 лет назад в Крыму 20-летний парень не испытал наибольшее удовлетворение от свободного парения над землёй Коктебеля.

Кстати

Создатель советских ракет был засекречен, его называли просто или главным конструктором, или профессором К. Сергеевым, под таким псевдонимом подписывался в «Правде». Засекреченность учёного и большие амбиции тогдашнего руководителя государства Никиты Хрущёва помешали Сергею Королёву стать первым в истории страны дважды лауреатом Нобелевской премии: за запуск первого искусственного спутника Земли и за полёт первого космонавта. Когда Нобелевский комитет попросил назвать фамилию главного конструктора, Хрущёв ответил: «Одного человека назвать нельзя, творцом новой техники у нас является весь советский народ».
Настоящее имя учёного страна узнала только после его смерти. В память о Сергее Королёве названы несколько объектов на Земле, а также астероид и талассоида - крупное кольцеобразное горное образование на Луне.

Наталья ПУПКОВА.
Фото с сайта http://warspot.ru