Детище Железного Феликса

К 100-летию «разящего орудия» пролетариата

1 Декабрь 2017 975
Феликс Дзержинский.
Феликс Дзержинский.

«Разящее орудие против бесчисленных заговоров, бесчисленных покушений на Советскую власть со стороны людей, которые были бесконечно сильнее нас», - так Владимир Ильич Ленин отзывался о Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК), созданной 100 лет назад. За столетие менялись названия организации, но основные задачи - борьба с врагами страны, раскрытие заговоров, забота о государственной безопасности - остаются неизменными. Как и символ службы, вот уже 22 года именуемой ФСБ, - щит и меч. Щит надёжно защищает Отечество, меч всегда готов покарать врагов государства. «Крымская правда» совместно с Управлением Федеральной службы безопасности России по Республике Крым и Севастополю начинает серию публикаций об истории чекистской организации.

От Гороховой до Лубянки

Меньше чем через два месяца после Великой Октябрьской Социалистической революции - 7 декабря (по старому стилю) 1917-го Совет Народных комиссаров молодой Советской России постановил образовать в стране «для борьбы с контр­революцией и саботажем» Всероссийскую чрезвычайную комиссию. По новому стилю дата создания организации - 20 декабря. В СССР эту дату отмечали как День чекиста, сейчас - как День работников органов безопасности Российской Федерации.
Органы безопасности страны - детище «Железного» Феликса Дзержинского. На заре Советской власти была возможность забастовки служащих правительственных учреждений - эта проблема, которая, по мнению председателя Совнаркома РСФСР В. И. Ленина, могла иметь «всероссийский масштаб», требовала срочного вмешательства. Решить вопрос поручили Феликсу Эдмундовичу, члену президиума Всероссийского Центрального исполнительного комитета, одному из ярких революционеров, в день революции захватившему почтамт и телеграф. Уже на следующий день он доложил об организации и составе комиссии по борьбе с саботажем.
И в итоге стал её председателем. Первые несколько месяцев новая структура находилась в Петрограде на улице Гороховой, где сейчас Музей политической полиции России. Яков Петерс, казначей ВЧК, в
1918-м даже временно исполнявший обязанности председателя, вспоминал о первом дне работы: «Вчера были на Гороховой. Дом бывшего градоначальника - пустой, с выбитыми окнами. Нас - двадцать три человека, включая машинисток и курьеров. Вся «канцелярия» - в тощей папке Дзержинского; вся «касса» - у меня в кармане кожаной куртки».
В марте 1918-го организация переехала в Москву, на Лубянку, где и поныне располагается служба, в помещение бывшей страховой компании. Кстати, прозвище «Железный» Дзержинский получил от коллег не только из-за своей несгибае­мости, бескорыстности, преданности делу и колоссальной работоспособности, но, по легенде, и из-за огромного, в человеческий рост, железного сейфа страховой компании, оставленного в здании. Первые месяцы работать в здании было небезо­пасно: противники советской власти часто нападали на помещение, однажды бросили в открытое окно кабинета Дзержинского гранату. Он сориентировался мгновенно, спрятавшись за стальной дверцей сейфа. Когда перепуганные коллеги ворвались в разгромленный кабинет, уже не надеясь увидеть командира живым, он невозмутимо вышел из сейфа.

Бороться и побеждать

Первоначальная задача ВЧК - «преследовать и ликвидировать все контрреволюционные и саботажные попытки и действия по всей России, со стороны кого бы они ни исходили». В том числе и от высокопоставленных чиновников. «Первым делом ВЧК» считается ликвидация так называемого «Союза союзов служащих государственных учреждений» во главе с чиновником Министерства внутренних дел Кондратьевым. Заговорщики занимались организацией саботажа, распределяли деньги среди бойкотирующих работу чиновников. На основании поступивших в ВЧК данных о сходках заговорщиков был произведён обыск в квартире руководителя, найденные документы сполна изобличили виновных. Кстати, задержанных после расследования отпустили - откровенного бандитизма в их деятельности не было, поэтому суда революционного трибунала они смогли избежать.
Впрочем, все сотрудники ВЧК, а первоначально их было всего несколько десятков, понимали, что одна из главных сфер деятельности - контрразведывательная работа. В декабре 1918-го для этих целей создали особый отдел. Успехом ВЧК стала контрразведывательная операция против представителя британской дипломатической миссии в Москве Роберта Брюса Локкарта, стремившегося координировать различные антисоветские организации, финансируя их и помогая организовывать мятежи и теракты. Чекисты внедрили в окружение дипломата своих сотрудников Буйкиса и Спрогиса (по легенде они были командирами формирований латышских стрелков, охранявших важные правительственные объекты). Оба чекиста достоверно изображали перед антисоветскими группами разочаровавшихся в большевистской власти латышей, готовых сотрудничать с резидентами стран Антанты, даже были представлены британскому военно-морскому атташе и резиденту разведки Кроми, а он уже рекомендовал их Локкарту. На втором этапе операции в игру против английской разведки введён один из наиболее авторитетных латышских военных - командир артиллерийского дивизиона в Кремле Эдуард Берзин. Английский дипломат Локкарт и находившийся тогда в России английский разведчик Сидней Рейли активно склоняли его к подготовке мятежа в Москве и даже выписали на официальном бланке документы, гарантировавшие содействие со стороны командования войск интервентов на севере России. Неоспоримые свидетельства подрывной деятельности английского шпиона-дипломата были получены, адреса явочных квартир и фамилии лиц, сотрудничавших с иностранными разведчиками, установлены. Вечером 31 августа 1918 года отряд чекистов занял здание посольства Великобритании в Петрограде, в перестрелке погиб военно-морской атташе Кроми. В посольстве задержали скрывавшихся белогвардейцев и изъяли много оружия, а на явочных квартирах в Москве изъяли взрывчатые вещества и взрывные устройства и письма, в которых были планы по совершению диверсий на железных дорогах. Позже задержан сотрудничавший с Локкартом американский разведчик Каламатиан: в его трости обнаружили многочисленные расписки агентов в получении денег за оказанные услуги. Имевшего же дипломатический иммунитет Локкарта обменяли на арестованных в Англии советских представителей и выслали из страны. А у ВЧК впереди ещё было много дел по обеспечению государственной безопасности страны.

Кстати

Единственный в Крыму памятник «Железному» Феликсу, установленный 40 лет назад в селе Мирном Симферопольского района и после развала СССР преданный забвению, стараниями Совета ветеранов ФСБ будет отреставрирован и перенесён во двор Управления ФСБ России по РК и Севастополю.

Наталья ПУПКОВА.