Защитить историческую правду

Сенатор Сергей Цеков о качестве преподавания истории

28 Октябрь 2017 904
Екатерина Великая приняла Крым в состав империи.
Екатерина Великая приняла Крым в состав империи.

Возвращение Крыма в родную гавань стало поистине исторической вехой не только для полуострова, но и для всей страны. Но что известно об этом молодому поколению, видевшему лишь телевизионную версию событий Крымской весны? На заседании Совета Федерации сенатор Сергей Цеков поднял вопрос о преподавании истории возвращения Крыма на Родину. Сенатор передал озабоченность крымчан низким качеством изложения этой темы в ряде учебников по истории России, отметив, что в них не всегда объективно раскрывается закономерный характер воссоединения Крыма с Россией, не всегда обосновывается место и роль Крыма в формировании российской государственности, о чём ясно и убедительно говорил президент Российской Федерации в своём послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года.

В качестве примера Сергей Цеков обратил внимание коллег на учебник для 10 класса под редакцией О. В. Волобуева, С. П. Карпачёва, П. Н. Романова и процитировал, как в нём трактуются события, предшествующие воссоединению Крыма с Россией весной 2014 года: «Так, революция, начавшаяся в Киеве, стала явлением международной политики, и на революционной волне выплеснулся «поплывший» в другом направлении Крымский полуостров».
- У меня, как участника воссоединения Крыма с Россией, эта оценка вызывает недоумение. Только Порошенко и его команда кровавый путч в Киеве называют «революцией достоинства», - заявил сенатор.
Кроме того, в названиях нормативных актов допущены искажения и неточности. Так, 18 марта 2014 года был подписан договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии (а не о «вхождении») в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (а не на «правах её субъектов»).
В ряде других учебников упрощённо и поверхностно излагаются события XVIII века, которые предшествовали принятию Крыма в состав Российской империи в 1783 году. Он привёл пример учебного пособия «История России» для учащихся общеобразовательных организаций под общей редакцией члена-корреспондента РАН Р. Ш. Ганелина, где принятие Крыма в состав Российской империи упоминается максимально кратко: «В 1783 году крымский хан Шагин-Гирей отрёкся от престола и передал свои владения России». Также лаконично, одной строчкой в учебнике для
10 класса «История с древнейших времён до конца XIX века» под редакцией А. Н. Сахарова и Н. В. Загладина, было обозначено принятие Крыма в состав Российской империи: «В 1783 году Россия объявила о присоединении Крыма».
И только.
В учебнике «углублённого уровня» под редакцией Н. И. Павленко, Л. М. Ляшенко, В. А. Твардовской, рекомендованном Министерством образования и науки РФ, сообщается, что: «Указом (!) 1783 г. Екатерина объявила о присоединении (!) Крыма к России», что не соответствует действительности, поскольку документа с таким названием никогда не существовало.
Сенатор отметил, что ни в одном из названных выше учебников по истории России не отражён должным образом важнейший документ, дающий убедительное обоснование исторической принадлежности Крыма, как исконно российской земли - «Высочайший Манифест о принятии Крымского полуострова, острова Тамана и всея Кубанской стороны под державу Российскую», подписанный Великой императрицей Екатериной II 19 (8) апреля 1783 года.
- Считаю, что Манифест Екатерины II является исключительно важным документом и для новейшей истории России, когда Крым в марте 2014 года был также принят в состав России на основе всенародного волеизъявления по итогам референдума, а не «присоединён» или «аннексирован», - подчеркнул Сергей Цеков.
В числе источников, объективно освещающих принятие Крыма в состав Российской Федерации, сенатор назвал выпущенное в 2014 году в виде скромной сорокастраничной брошюры под редакцией Кочегарова К. А. методическое пособие для учителей общеобразовательных организаций «Крым в истории России». Несмотря на то, что в брошюре не упомянуты имена и деяния создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия, других почитаемых в России и за её пределами крымских святых, а также подвиг освободителя Крыма маршала Советского Союза Ф. И. Толбухина, это издание, освещающее историю Крыма, по мнению Сергея Цекова, оказалось наиболее удачным. Однако его тираж всего 60 тысяч экземпляров.
Разумеется, с таким положением дел нельзя мириться. Ведь именно с искажения собственной истории и оболванивания молодого поколения начинался путь бывшей Украины к майданам. Высказанные членом Совета Федерации от Республики Крым Сергеем Цековым предложения по повышению качества учебников по истории России, в части, касающейся Крыма, были включены в постановление Совета Федерации «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации».
А в Крыму под руководством Учёного совета научно-исследовательского центра «Крым в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» в субботу начал работу 8-й симпозиум историков и краеведов Крыма. Соучредителями научной конференции, в которой принимают участие историки, краеведы и журналисты, выступают Феодосийская центральная городская библиотека имени А. Грина, Тульское областное отделение Российского исторического общества, Тульский государственный педагогический университет имени
Л. Н. Толстого. По итогам работы симпозиума планируется выпуск сборника научных работ по истории Крыма.
В республике бережно относятся к своей истории.

Николай ФИЛИППОВ.