Кому морепродуктов наших, не заморских?

Крымские устрицы: судьба черноморского деликатеса

4 Октябрь 2017 1128
Крымский клёр.
Крымский клёр.

Крупные моллюски, некогда считавшиеся едой для бедняков, на пике своей популярности неожиданно приобрели статус дорогого деликатеса. Их выращивали тоннами, отправляя к царскому столу и даже в дальние страны. Сейчас же на полуострове осталось лишь несколько частных ферм, стремящихся восстановить популяцию, несмотря на будоражащее море траление и кровожадных рапанов.

Перелистывая страницы истории

Вплоть до XIX века у берегов Чёрного моря можно было видеть несчётное множество крупных раковин. О них упоминается даже в «Первом Уставе Кафы», датированном 1290 годом. Моллюск был обыденностью, его употребляли обычные рыбаки, простые, небогатые люди. Однако в XIX веке ситуация повернулась на 180 градусов. Устрицы перестали быть простой пищей. Они превратились в вожделенное тысячами богачей угощение. Моллюсков принялись вылавливать тоннами.
Устричные банки в Севастополе, Ялте, Феодосии, Керчи едва справлялись с нахлынувшими запросами. Только из Севастополя, из бухт Голландии и Южной, а также фермы у городского парка в Ушаковой Балке в год вывозилось больше двух миллионов устриц. В специально спроектированном вагоне с холодильной установкой деликатесы ехали по железной дороге к столу императорского величества. Затем их стали заказывать в рестораны Италии, Франции и Англии.
Конечно, такой неконтролируемый промысел не мог пройти бесследно. Уже к концу XIX века воды Чёрного моря обеднели. А к 50-м годам XX века некогда богатые устричные банки стали бесследно исчезать. Виной тому был не только бесшабашный вылов. На катастрофическое уменьшение запасов устриц повлияло и заселение черноморских вод хищным рапаном, и промышленное загрязнение. В нашем море рапан не боится никого, кроме человека. Для устриц и мидий опасны не только взрослые хищники, но даже их личинки. Также специалисты считают, что на трагическое уменьшение популяций двустворчатых моллюсков, пришедшееся на
80-90-е годы прошлого века, вдобавок к вышеуказанным факторам присоединились ещё и эпизоотии. Заболевания оказались неизученными, поскольку в тот период времени, мягко говоря, было не до проблем моря.

Ещё успеем полакомиться

Сегодня устричные фермы медленно и с трудом, но возрождаются. Угоститься только что выловленными деликатесами можно на ЮБК и
Донузлаве. С этих водных угодий моллюски разъезжаются по ресторанам Крыма, отправляют их и в более крупные города нашей страны. Гурманов угощают тремя подвидами европейских устриц: крымской, клёр и таврической.
Любители дикого отдыха и вкусных моллюсков отправляются на Донузлав и за самостоятельной добычей устриц. Помню, как местные мальчишки предлагали наловить нам ведро устриц на 50 гривен. Мы тогда не поверили им, решив, что ребята смеются над не знающими особенностей здешней подвод­ной фауны симферопольцами. Cпустя почти 10 лет сами наткнулись на плоских устриц. Оказывается, Донузлав - единственное место, где у моллюска получается размножаться самостоятельно, вне фермы.
Говорят, что крымские устрицы отличаются по вкусу от остальных. Они менее солёные и чуть сладковатые, что обусловлено составом воды Чёрного моря. Сравнивать не приходилось, но для меня черноморский деликатес остаётся одним из самых вкусных и особенных.

Анастасия АЛЕКСЕЕНКО.