Верность клятве Гиппократа

И на фронте, и в мирной жизни

11 Сентябрь 2017 1169
Людвиг Померанский открывает новую школу в санатории.
Людвиг Померанский открывает новую школу в санатории.

Через два месяца в Евпаторийском военном детском клиническом санатории имени Елизаветы Глинки (врача-реаниматолога, общественницы, трагически погибшей в авиакатастрофе под Сочи в декабре минувшего года. - Ред.) вскроют капсулу, заложенную полвека назад в основание санаторской школы. В ней - детские письма потомкам, наверное, немного наивные, но трогательные, полные веры в исцеление. Школа в санатории появилась тогда благодаря его начальнику Людвигу Померанскому, и надежды на исцеление ребята тогда связывали с его именем. Ветерана Великой Отечественной, ни на фронте, ни в мирное время не изменявшего клятве Гиппократа.

Начало пути

Современная история здравницы отсчитывается с 1920 года - после установления на полуострове Советской власти, но, по большому счёту, всё началось 240 лет назад. С призванного охранять побережье, вести военный и санитарный досмотр судов Карантинного поста (мыс, на котором он расположился, теперь называют Карантинным). Его на территории нынешнего санатория создали по распоряжению Александра Суворова в 1777 году; после Крымской войны Николай Пирогов развернул здесь военный госпиталь; в 1874 году военным ведомством России создана уже Евпаторийско-Сакская военно-санитарная глазная станция.
В 1920-м приказом Евпаторийского уездного комиссара по военным делам Евпаторийско-Сакская военно-санитарная курортная станция вошла в состав военно-санитарных учреждений Красной Армии, 6 декабря того же года это подтвердил Нарком здравоохранения РСФСР Николай Семашко.
- В истории нашей здравницы немало славных имён, - говорит нынешний её начальник Юрий Пономаренко. - Среди них - Людвиг Померанский, полковник медицинской службы, кандидат медицинских наук, заслуженный врач Украины, Почётный гражданин Евпатории, талантливый руководитель, который не просто возглавлял санаторий 16 лет, а поднял его на высочайший уровень, сделав известным в мире медицины и курортологии не только в Крыму, но и далеко за его пределами.
Он родился сто лет назад, 9 июля 1917-го, в Винницком уезде, - седьмой ребёнок в крестьянской семье Иосифа Викторовича и Эмилии Антоновны. Как и на всю страну, в те годы на семью Померанских выпало немало бед: от рук бандитов погибли двое старших сыновей, умер отец, мама и двое других сыновей, названные «кулаками», высланы на север без права переписки. Людвигу «повезло» - болел скарлатиной, оставлен на попечении сестры. Смог окончить семилетку, работал в колхозе, направившем примерного парня учиться на Московский рабфак имени Ленина. Окончил с отличием, приглашён в Московскую военную ветеринарную академию… а потом отчислен - «сын репрессированных».
Но парень очень хотел помогать людям и раз за разом штурмовал институты. Директор одного из них пошёл на риск, Людвиг Померанский стал дипломированным врачом, должен быть учиться в аспирантуре. Но началась война, выпускник-отличник уходит на фронт - военврач III ранга, командир санитарной роты 1087-го стрелкового полка 322-й стрелковой дивизии. «Во время боёв под деревней Мясоедово и городом Белевым Тульской области в тяжёлых условиях сумел развернуть операционную и произвёл более 30 хирургических операций на полевом пункте, чем спас жизнь многим бойцам и командирам. Под огнём противника в деревне Шагры Смоленской области 9 января 1942 года вёл эвакуацию раненых и ушёл из зоны обстрела противником только когда были вывезены все раненые». Это строки из наградного листа - комполка представлял 24-летнего врача к ордену Ленина. Но высшую награду «сыну репрессированных» не могли вручить - наградили медалью «За отвагу». В 1943-м будет орден Красной Звезды, в 44-м - Отечественной войны - офицер-военврач не изменял клятве Гиппократа, сражаясь за Москву, Брянск, Сталинград, Курск, Киев, Львов...

Евпаторийский подвиг

Победу встретил в Ленинграде, куда ведущего хирурга армейского госпиталя направили осенью 1944-го на учёбу в военно-медицинскую ордена Ленина Краснознамённую академию имени Кирова. А оттуда распределили в Крым - старшим ординатором Евпаторийского Центрального детского костно-туберкулёзного санатория Красной Армии. Фронтовые подвиги врач теперь повторял в мирное время.
- Вместо санаторских корпусов в Евпатории лежали руины, хлеб продавали по карточкам, а он, врач, которому не было и тридцати, должен противопоставить свои знания тяжкому недугу, с которым боролись медики всей страны, - костному туберкулёзу, - продолжает начальник ФГБУ «Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Елизаветы Глинки» Минобороны России. - Старейшие сотрудники санатория помнят, как Людвиг Иосифович объезжал на велосипеде евпаторийские здравницы, чтобы сделать субокципитальные пункции детям, страдающим туберкулёзным менингитом: он предложил вводить антибиотик стрептомицин в спинномозговой канал и продолговатый мозг головного мозга. И спас жизни 123 малышам! А ведь мог бы лечить только тех, кто поступил в его санаторий. Но как бросить в беде детей из других евпаторийских здравниц, ведь кроме него, эту сложнейшую манипуляцию делать тогда никто не умел. Любая неточность, в миллиметр, во время прохождения иглы в затылке маленького пациента, могла стоить ребёнку жизни. На фронте Людвиг Иосифович спасал жизни взрослых, в мирное время - детей. Зимой, когда на велосипеде по городу не проехать, - садился на трамвай или шёл пешком, никогда не опаздывал…
В 1957-м Людвиг Померанский стал начальником санатория - экспериментатор, искавший новые методы лечения и поощрявший это у коллег, превратил здравницу в уникальную, в ней неоднократно проводились международные конференции. Здесь теперь помогали детям не только с костным туберкулёзом, полиомиелитом, но и с ДЦП, начали лечить неврологические заболевания, делать операции на позвоночнике, при деформации конечностей, появился метод этапного гипсования врача
О. Сенько, повлиявший на качество реабилитации. Детей впервые начали лечить термально-минеральной водой собственного источника, появились климатопавильоны, активно стали использовать лазер и магнит.
- Людвига Иосифовича уже нет с нами, но многое напоминает о нём, - продолжает Юрий Пономаренко. - Лечебно-диагностический центр, 1-ое медицинское и хирургическое отделения, детский сад, столовая, оранжереи, школа на 500 мест, в основание которой он полвека назад заложил первый камень. Когда школа появилась, Людвиг Иосифович заботился о достойном её оснащении, к примеру, в классах труда появились печатные и швейные машинки. Учитель по трудовому обучению Галина Павловна Павленко помогала осваивать печатную машинку дочери актёра Алексея Баталова - Машенька с диагнозом ДЦП впервые попала в санаторий в 2 года, и все свои уроки мужества проходила здесь до совершеннолетия. Сколько ребят учились жить в этой школе - наши ветераны-педагоги Ольга Лаврентьевна Армянинова и Елена Валентиновна Гостева и сейчас тепло вспоминают воспитанников.
В санатории стараются «не расплескать» опыт предшественников, Людвига Померанского, сохранить, приумножить - недаром коллектив в этом году награждён золотой медалью Российской Академии наук Национальной курортной ассоциации как «Лучшая детская специализированная здравница».
- Думаю, если бы Людвиг Иосифович мог увидеть санаторий сегодня, то порадовался бы за коллег, которые сумели использовать  опыт, наработанный  его коллективом, и сделать много нового, - уверен начальник санатория. - Но главное, наверное, всё-таки во все времена оставаться верным клятве Гиппократа. Главное, чтобы нынешние доктора сумели сохранить в себе те чувства к больному, которые испытывал молодой ординатор Людвиг Померанский в голодной Евпатории, отправляясь на велосипеде делать спасительную инъекцию больному ребёнку.
В апреле 1995 года «за особые заслуги в деле развития городского хозяйства, многолетнюю активную общественную деятельность на благо города» Людвигу Иосифовичу присвоено звание Почётный гражданин Евпатории.


Фото из архива санатория.

Наталья ПУПКОВА.