Сергей Пускепалис:В кино попал по знакомству

2 Сентябрь 2017 1223
Сергей Пускепалис на встрече в Симферопольском клубе «Формат А3».
Сергей Пускепалис на встрече в Симферопольском клубе «Формат А3».

Досье

Российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, заслуженный артист России Сергей Витауто Пускепалис родился 15 апреля 1966 года в Курске. Окончил Саратовское театральное училище и режиссёрский факультет Российского института театрального искусства, где его преподавателем был Пётр Фоменко. Работал режиссёром в Самарском театре «Понедельник», в Московском театре-студии под руководством Олега Табакова, главным режиссёром Магнитогорского театра драмы им. А. С. Пушкина, главным режиссёром Ярославского государственного академического театра драмы имени Фёдора Волкова. Ставит спектакли во МХТ им. Чехова. В кино снимается с 2003 года. Среди наиболее известных картин - «Простые вещи» и «Как я провёл этим летом» режиссёра Алексея Попогребского, «9 дней и одно утро», «Скоро весна» Веры Сторожевой, «И не было лучше брата» Мурада Ибрагимбекова, «Ледокол» Николая Хомерики, «Сибирь. Монамур» Вячеслава Росса, сериалы «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка по одноимённой повести Василия Гроссмана, «Метро» Антона Мегердичева.

 - Сергей, вы как-то сказали, что попали в кино по блату. Кто составил протекцию?

- Мой сын Глеб. Он снимался в картине Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского «Коктебель» в Крыму. Приехал я отцовский надзор осуществить и познакомился с Алексеем. Он посмотрел на меня и сказал: давай-ка снимись у меня. Сказал и сказал. Я уехал в Магнитогорск, где в то время руководил театром драмы. Но Алексей своего предложения не забыл и вызвал меня на съёмки картины «Простые вещи». Был я тогда уже пожилым человеком - 38 лет стукнуло. Я подумывал тогда снять свою картину, поэтому согласился, чтобы поближе познакомиться с тем, как это делается.

- Интересно было сниматься?

- Не то слово! Мне невероятно повезло попасть в эту картину, потому что в ней снимался Леонид Сергеевич Броневой. Легенда! Я к нему испытывал огромный пиетет и испытываю поныне. Я был счастлив от того, что между нами завязалась дружба. Меня в этом фильме заметили. Но сам я решил: побаловался и хватит, продолжу свою деятельность в театре. Но не тут-то было: не смог устоять, когда стали предлагать новые роли. Так теперь и идут параллельно - кино и театр. Но главным считаю театр, а киноактёрство - факультативом, от которого уже не откажешься: те, у кого снимаюсь, становятся моими если не друзьями, то уж приятелями точно.

- Вы снимаетесь не только в серьёзных, глубоких психологических картинах, но и в телесериалах, к которым у многих негативное отношение. Чем привлекает работа в них, кроме заработка?

- Заработок важен, конечно, но главное - роли, которые предлагают. Как в сериалах «Жизнь и судьба», «Крик совы». Да и в сериале «Доктор Анна» мне было интересно побывать в шкуре кандидата в президенты страны. Режиссёр Юра Лейзеров хотел сделать сагу о перестроечных девяностых годах. Получилось, конечно, больше для домохозяек, но и такие картины нужны. Вообще, когда соглашаешься на роль в сериале, никогда не знаешь, что получится. На съёмках одно, а смонтируют - и диву даёшься. Это в театре ты сам выстраиваешь отношения со своим героем.
А кино - полностью режиссёрский вид искусства. Мне пока ни за одну роль не стыдно, потому что всегда делаю её искреннее.

- Вашей картине «Клинч» уже три года, премьера состоялась на кинофестивале «Золотой абрикос» в Ереване, но на широкий экран она не вышла. Почему?

- С прокатом, сами знаете, что в стране творится. Но можно посмотреть в Ютубе в хорошем качестве. Фильм дерзкий очень. Одними зрителями он принимается, другими категорически нет. Но я и не старался всем понравиться. Сделал фильм о том, что у меня болело, когда всерьёз размышлял о смысле жизни. Я попытался этим фильмом помочь моим сверстникам разобраться в себе.

- В картине звучат песни знаменитой музыкальной группы Би-2, активно работающей в кинематографе. Всем запомнилась песня «Полковнику никто не пишет», прозвучавшая в фильме Алексея Балабанова «Брат-2». «Молитва» вошла в саундтрек сериала «Метро». Как удалось «заполучить» музыкантов в «Клинч»?

- Очень просто: это мои товарищи. Они работали над альбомом «#16плюс», услышав «Три сантиметра над землёй» и «Не умирать молодым», я взял их в фильм. Ребята вместе с их постоянным соавтором Михаилом Карасёвым написали ещё несколько по своей инициативе и стали предлагать мне включить ещё одну, ещё одну…Песни хорошие. Но я добавил ещё одну - «Тише и тише» и этим ограничился. А они потом издали альбом, который назвали «Клинч».

- Какие пьесы выбираете для театральных постановок?

- Талантливые. Которые можно быстро и просто поставить. Не замороченные. Не противоречащие моим мировоззренческим позициям, совести. В пьесе что главное? Тема, тема и ещё раз тема. А у тебя к ней должно возникнуть чувство. Мне искать не приходится: как Марку Захарову повезло встретить Григория Горина, так и мне повезло с Алексеем Слаповским. Он талантлив и плодовит. Пишет постоянно, но признаётся, что ему не нравится это дело. Я его понимаю: мне тоже не нравится ставить спектакли и снимать фильмы. Но я пока этого не сделаю, покоя себе не найду. Я избавляюсь от историй, которые мне спать спокойно не дают. В этом мы с Алексеем схожи.

- Как вы подбираете актёров в свои спектакли?

- Это как в разведку пойти: только со своими, с тем, кому доверяешь, как самому себе. Наше дело очень деликатное. Разные могут быть ситуации. Неслучайно Константин Станиславский свою жизнь в театре закончил трудом «Этика». Он понял, что дело наше - коллективное. Если не будет расположенности друг к другу, никаких серьёзных задач не решишь.

- Что вы обычно советуете начинающим актёрам? Школу Станиславского рекомендуете?

- В том числе и её. Она помогает каждому раскрыть свои механизмы. Это - основа.
А школа у каждого актёра своя. Некоторые думают, что можно выходить на сцену и заниматься собой, а не предметом. Иной вообще считает, что он и есть предмет искусства. Один из законов: на сцене перед камерой надо думать не о себе, а о том, чтобы сделать зрителя соучастником открытий, которые ты сделал, работая над ролью. Ещё одна простая истину: игра должна быть партнёрской. Чем больше помогаешь партнёру, тем более естественным становишься, потому что занимаешься не собой. Думать, как выглядишь, - удел артистов с пониженной социальной ответственностью.

- Нынче прямо в моду вошли повторные экранизации. Как вы относитесь к этому явлению?

- Положительно. Для каждого поколения свой «Тихий Дон», своя «Анна Каренина», «Война и мир». Я в восторге от «Тихого Дона» Сергея Урсуляка. В фильме Сергея Герасимова все люди - памятники. Как в древнегреческих трагедиях. Они все для меня - сошедшие с Олимпа. А в современной экранизации - простые люди, попавшие в непростую ситуацию, сами создали такое, от чего нет поворота назад. Сейчас фильмы снимаются в другой эстетике. Чем больше будет вариантов экранизаций, тем лучше.

 - Что скажете о протестных действиях по поводу фильма Алексея Учителя «Матильда»?

- Фильма не видел, поэтому судить о нём не берусь.
Я поклонник вашего красивого прокурора, как и многие мужчины. Но я также поклонник таланта Алексея Учителя. К его работам, его творчеству очень трепетно отношусь. И мне кажется, на территорию искусства не должны вторгаться прокурорские полномочия. Если после просмотра картины я решу, что она мешает нашему спокойствию, нашей жизни, подрывает нашу веру, соглашусь с Поклонской. Если же сделаю вывод, что её высказывания - это вкусовщина, которую она выдаёт за истину, реакция будет соответствующей. Запрещать надо кино, которое подстрекает к экстремизму, порнографию. А выдавать своё субъективное мнение за позицию государства непозволительно никому. За это надо строго спрашивать.

- Кого из режиссёров могли бы назвать ориентиром для себя?

- Прежде всего, плеяду советских мастеров, среди которых Павел Чухрай, Илья Авербах. К ним примыкают поляк Кшиштоф Кесьлёвский, Марк Захаров с его уникальной эстетикой. Нравятся детские фильмы американца Дэвида Линча… Да многих ещё.

- Кто, на ваш взгляд, особенно выделяется в русском авторском кино?

- Все режиссёры кинокомпании «Коктебель»: Борис Хлебников, Алексей Попогребский, Николай Хомерики, Вася Сигарев. Это всё мои товарищи. Юрий Быков, Слава Росс…

- Почему больше не снимаете? Разочаровались в кино­искусстве?

- Никакого разочарования нет. Самое страшное - ставить второй спектакль и снимать второй фильм. У меня уже три сценария есть, а я никак не решусь. Нет ощущения, что надо снять обязательно. Появится - сниму.

 


Фото автора.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.