Андрей Осипов: Кино - личное высказывание, материализация ощущений

18 Август 2017 1188
Андрей Осипов с Гран-при и призом зрительских симпатий Международного ялтинского кинофестиваля «Евразийский мост» за фильм «Забытые полёты».
Андрей Осипов с Гран-при и призом зрительских симпатий Международного ялтинского кинофестиваля «Евразийский мост» за фильм «Забытые полёты».

Досье

Известный российский режиссёр документального кино Андрей Владимирович Осипов родился в 1960 году. После окончания Одесского  политехнического института работал инженером на строившейся в Крыму атомной станции. В 1997 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров ВГИКа. Кинодебютом стал снятый в 1994-м году фильм «Поединок». Через три года на экраны вышла лента «Голоса», получившая несколько наград, в том числе Гран-при кинофестиваля неигрового кино «Россия», первую премию конкурса «Святая Анна», «Приз Европы» на международном телефестивале в Берлине. Не меньший успех имели картины «Et cetera», цикл «Легенды Серебряного века»: «Максимилиан Волошин. Голоса», «Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя», «Страсти по Марине», «Коктебельские камешки», «Забытые полёты». Трижды лауреат Национальной кинематографической премии «Ника», дважды - Национальной премии «Лавровая ветвь». Лауреат Национальной кинематографической премии «Золотой Орёл», Международной Волошинской премии «За вклад в культуру» и премии правительства РФ. Среди многочисленных наград - Гран-при Международного Ялтинского кинофестиваля «Евразийский мост».

- Андрей, когда мы познакомились на Севастопольском кинофестивале в 2007 году, у вас было всего лишь три фильма из серии «Легенды Серебряного века», но уже тогда вы были лауреатом престижных кинематографических наград. Большинство ваших фильмов связаны с Коктебелем. Почему?
- Потому что именно здесь я понял, чем хочу всю жизнь заниматься, влюбившись в это место, в поэзию и в поэтов Серебряного века. И захотел, чтобы вслед за мной все полюбили таинственную Киммерию и искренних, необыкновенно талантливых людей, творчество которых - наше счастье и наша гордость. У каждого из них  -  уникальная судьба.   У большинства - трагическая.  Но у всех - достойная быть запечатлённой визуальными средствами.
- Очень люблю ваш фильм о Волошине, в котором есть метафоричный кадр, дающий понимание сути вашей работы: мы видим дом поэта с высоты птичьего полёта. Это воспринимается как полёт души, покидающей свой земной приют...…
- Я рад, что вы так поняли мою задумку - показать полёт души. Души сошедших с земного круга людей никуда не уходят, наблюдают за нами и решают, кого впустить в своё пространство.
- Что предшествует окончательному выбору, о ком, о чём и как снимать?
- Я обожаю сидеть в архиве, искать новые документы, факты, потому что это просто кладезь новых кадров, которые могут даже перевернуть твоё сознание, изменить твоё понимание чего-то вроде бы известного. Архив ведь чем интересен: там хранятся не только фильмы, сделанные режиссёрами в течение столетия, но и срезки, остатки, которые в картины не вошли.  В  архиве чувствуешь себя первооткрывателем.
- Что из найденного уже использовали?
- В  фильме «Забытые полёты», который мы презентовали со сценаристом Одельшой Агишевым на Волошинском литературном фестивале, есть уникальные кадры выступления Сталина, когда он не может начать  речь  из-за восторженных приветствий собравшейся толпы.  Этого никто ещё не видел. Держим этот кадр долго: пусть все подумают о себе, о нас всех.
- Отступлением от темы Серебряного века стал фильм об Исмаиле Гаспринском. Что подвигло на его создание?
- Заинтересовала личность человека космического мышления, соединившего культуру востока и запада. Его откровения, среди которых: «Самый многочисленный и главный народ России - русские - одарены весьма редким и счастливым характером мирно и дружно жить со всякими другими племенами.  Зависть, враждебность, недоброжелательство к инородцам не в характере обыкновенного русского человека. Это хорошая черта, несомненный залог величия и спокойствия России...». Работать над картиной было очень интересно. Снимали в Бахчисарае, в Ялте, в Симферополе. Фильм «Дом на главной улице» шёл на канале «Культура», есть в интернете. Лента стала призёром Севастопольского фестиваля «Победили вместе».
- Наслышана о фильме «Спасти и сохранить», но пока не видела. О чём он?
- О созданной императором Александром III после убийства террористами его отца Императора Александра II ведомства по охране первых лиц государства. Удалось открыть неизвестные факты и свидетельства о важных событиях истории России. Одна из новелл - о морской охране - снималась в Ливадии.
- Такое впечатление, что в простое не бываете.
- Скучать не приходится.
К юбилею Марлена Мартыновича Хуциева снял фильм о режиссёре, создавшем в 60-е годы новый киноязык. Этот режиссёр перевернул моё сознание своими фильмами «Застава Ильича», «Июльский дождь».
В свои девяносто с лишним он продолжает работать, заканчивает фильм «Невечерняя» о встрече Льва Толстова и Чехова в Крыму.
- Основа «Коктебельских камешков» - рассказ известной пианистки, певицы Марии Александровны Изергиной, знавшей Волошина и многих его гостей. Как нашли такого замечательного собеседника?
- Мы познакомились с ней в 1996 году, когда задумали с Одельшой Агишевым фильм о Волошине. Девяностолетняя Мария Николаевна любезно приняла нас в своём коктебельском доме.  С разрешения хозяйки включил кинокамеру. Разговор был долгим. Мария Николаевна обладала незаурядной памятью и обаянием. Перед нами, тридцатилетними, позволяющими себе брюзжать по поводу жизненных проблем, сидела не пожилая женщина, а девушка с блестящими глазами, с юным ощущением жизни, со своеобразными суждениями, с особым чувством юмора. Ушли от неё очарованными. Её лучезарность, открытость, желание и жажда жить, что-то создавать, делиться воспоминаниями не отпускали меня все эти годы. Получился фильм не просто о человеке, а о времени, в котором он жил, о людях, которые окружали.
- Своеобразное продолжение - «Забытые полёты», где о прошлом рассказывает Ольга Сергеевна Северцева - москвичка из плеяды «старых коктебельцев»?
 - Можно так сказать.
В «Коктебельских камешках» есть новелла небольшая, связанная с людьми, в семье которых воспитывалась Ольга Северцева. Это искусствовед, литературовед Александр Габричевский и его супруга художница Наталья Северцева.  Ольга Сергеевна поддержала наш замысел снять отдельный фильм о выдающихся людях, незаслуженно забытых, с незаслуженно трагической судьбой. Человека науки, искусства, культуры, друга Максимилиана Волошина Александра Габричевского сажали три раза, отправляли в ссылку как космополита. Все неприятности начались с работы над Большим немецко-русским словарём. Ему и его коллеге  - филологу, историку литературы Борису Ярхо повезло - вышли живыми из мясорубки. А работавшего с ними философа, теоретика искусства Густава Шпета расстреляли в 37-м «за участие в антисоветской организации». Ольга Северцева - хранительница памяти о них.
- Не всем понятно название картины: возникает ассоциация с горой Узын-Сырт, где человек сделал первый шаг в космос...…
- Дело в том, что у Одельши Александровича Агишева в сценарий были включены эпизоды о первых слётах планеристов, об Илюшине, Туполеве, Яковлеве, Королёве, о дважды Герое Советского Союза крымчанине Амет-Хане Султане. То есть шла речь о настоящих полётах. Но, как говорится, нельзя объять необъятное. Каждый из этих личностей заслуживает отдельного рассказа. Название оставили, чтобы подчеркнуть суть фильма, о полётах души, духа, творчества, об открытии Человеком самого себя.
- Что ещё интересное осталось в режиссёрском «портфеле», связанное с Крымом?
- Заинтересовавшись знакомством брата Ленина Дмитрия Ульянова с Максимилианом Волошиным, посмотрел фильм Виллена Новака «В  Крыму не всегда лето». И впервые увидел настоящего, как я это понимаю, Волошина. Все его представляют и изображают старцем с бородой, с гривой Зевса, разгуливающим по холмам в хламиде, с веночком на голове. Меня этот штамп всегда настораживал.  Появилось желание снять игровой фильм о Волошине. Но это такое ответственное дело...… Он для меня - веха, маяк, пример не просто уникального писателя, эссеиста, художника, а личность, наделённая необыкновенным человеческим талантом.  Пример, как надо жить. Великий примиритель. Тайна, загадка, которую буду разгадывать, наверное, всю жизнь.  Я чувствую, как он мне помогает. Это не мистика. Это моё ощущение. И этому есть реальные подтверждения.
- Кино - это нас возвышающий обман, который дороже тьмы низких истин, о котором говорил Пушкин?
- Для меня кино - это моё отношение с жизнью. Может быть, я чуть-чуть идеализирую жизнь, что-то додумываю, опираясь, конечно, на факты. В  книге «Запечатлённое время» Андрей Тарковский называет искусство тоской по идеалу. А что такое идеал - гармония, красота, совершенство.   К ним я и стремлюсь в жизни, в творчестве.  Для меня ещё очень важно, чтобы фильм наводил на размышления, на поиски ответов на вечные вопросы: кто мы такие, чего хотим?


Фото автора.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.