Можем и влияем

4 Август 2017 941
Общественники помогут разобраться в любых вопросах по ЖКХ.
Общественники помогут разобраться в любых вопросах по ЖКХ.

Уйти от украинской системы - не значит сразу нырнуть в российскую: для этого необходимы многие годы упорного труда как со стороны властей, так и со стороны простых людей. Это касается всех сфер жизни - туризма, здравоохранения и, конечно, жилищно-коммунального хозяйства. Капитальные ремонты, работа с управляющими компаниями, переселение из аварийного жилья, которого на полуострове пруд пруди, - во всех этих вопросах жителям нужно разбираться не хуже, а порой намного лучше чиновников, чтобы знать, куда смотреть и за чем следить. В этом им помогают подкованные эксперты общественного контроля - и очень неплохо помогают.

Реформа сферы ЖКХ - тёмный лес даже для привычных к закону и порядку россиян. Крымчанам же пришлось разбираться в громоздкой законодательной машине буквально с колёс. Возможно, именно поэтому так быстро и продуктивно получилось наладить диалог с крымскими экспертами «ЖКХ-Контроля»: они, не в пример муниципалитетам, всегда берут трубки и помогают если не делом, то грамотным словом.
- Нам, крымчанам, которые только попали в новое правовое поле, трудно даются все нововведения, - поясняет представитель организации Вячеслав Мартынов. - За три года работы мы проконсультировали около 5000 крымчан, раздали около 25000 единиц литературы - это и «Азбука потребителей ЖКХ», и пособия по капитальному ремонту и подготовке к зиме. У нас также работает «горячая линия», на которую может позвонить любой крымчанин из любого уголка полуострова и получить бесплатную консультацию.
А понимать, что именно происходит с общедомовым имуществом, для жителей сейчас важнее всего: лучше ведь с самого начала хорошо сделать, чем потом мучиться и переделывать. Яркий пример - краткосрочные программы по капитальному ремонту, действовавшие в 2014 - 2016 годах: множество подрядчиков, в том числе и с территории России, в надежде нажиться на подрядах рванулись латать крыши, менять лифты и трубы - спустя рукава. Заваленные работой муниципалитеты, докладывая, что всё хорошо, часто не хотят, а порой и не знают, что нужно реагировать. А жители напрасно обивают пороги или вовсе разводят руками по украинской привычке: мол, сделанного не воротишь, да и кому мы нужны. Как показывает практика, повернуть вспять такие «ремонты» очень даже можно.
- В одном доме в Евпатории сделали ремонт, после которого стало ещё хуже. В Джанкое делали такой же ремонт - жители забили тревогу и обратились к нам. Мы приехали с прессой, забили тревогу и добились, чтобы подрядчик в обоих случаях всё привёл в соответствие, причём за свой счёт, - рассказывает Вячеслав Мартынов о свежих случаях. - Мы всегда даём главе республики и Министерству ЖКХ альтернативное мнение. Общаясь с нашими активистами на местах и с людьми, которые к нам обращаются, мы понимаем, как обстоят дела на самом деле.
«Налаживать диалог» - многие могут посмеяться над этими словами: дескать, всё это мираж, сейчас простым людям ничего не добиться. Так было при Украине. В России же добиться можно много - надо только правильно поставить вопрос. Это касается не только таких крупных проблем, как капитальный ремонт или переселение из аварийного жилья, но и ежедневных и довольно частых столкновений с управляющими компаниями (ещё одно новшество, с которым крымчане по-прежнему учатся работать).
- Чаще всего к нам обращаются по вопросам взаимодействия с управляющими организациями. Все остальные вопросы вытекают, как правило, оттуда: у кого-то трубу прорвало, у кого-то крыша течёт, - поясняет Вячеслав Мартынов. - Мы объясняем: очень важно, чтобы в каждом доме был выбран совет дома, председатель совета дома и налажен диалог с управляющими компаниями. Этот процесс идёт - медленно, но уверенно. Постепенно люди становятся более грамотными: если в первые годы к нам обращались с примитивными вопросами, то теперь вопросы ставятся более конкретные, требуют экспертного ответа.
Работу крымского отделения «ЖКХ-Контроль» оценили на самом высоком уровне: уже второй год подряд крымский филиал признаётся одним из самых успешных региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и твёрдо входит в тройку лучших по России. Об этом исполнительный директор НП «ЖКХ-Контроль», заместитель председателя комиссии ОП РФ по строительству и дорогам Светлана Разворотнева сообщила в письме на имя главы Крыма Сергея Аксёнова, поблагодарив его за поддержку работы центра с населением. Признание успеха в данном случае - не просто похвала, а хороший сигнал того, что простые жители перестают сидеть сложа руки и безнадёжно ныть о тяжкой доле, а начинают привыкать к тому, что действуя, можно добиться результата.
- Этот положительный результат деятельности нашей организации является подтверждением того, что общественность может повлиять на решение проблем в сфере ЖКХ, - считает директор АНО «ЖКХ-Контроль» в Крыму Анатолий Петров. - Преодоление  жилищной безграмотности собственников жилья - одно из приоритетных направлений нашей деятельности.
И всё же пассивных нытиков ещё хватает с головой. Им общественники в очередной раз напоминают: если самим разобраться трудно, всегда можно обратиться за помощью.

Внимание!

«Горячая линия» АНО «ЖКХ-Контроль» РК:
(3652) 51-34-34. E-mail: ano.zhkhkontrolrk@yandex.ru

Наталия НАЗАРУК.