1940 год. «Красный Крым»

13 Апрель 2017 1097
Ледокольный пароход «Георгий Седов».
Ледокольный пароход «Георгий Седов».

Последний предвоенный год нельзя назвать мирным. Шла полузабытая ныне и окружённая множеством вымыслов советско-финская война. Тревожное ощущение неизбежного уже витало в воздухе. Советское руководство принимало все необходимые меры как во внешней политике (отодвигая границу к западу), так и во внутренней (жестоко искореняя «пятую колонну» и укрепляя дисциплину карательными мерами). И в том же году далеко в арктических льдах завершал свой героический 812-дневный дрейф ледокол «Георгий Седов», а семь месяцев спустя входил, вежливо улыбаясь, в кабинет Льва Троцкого Хайме Рамон Меркадер дель Рио - будущий Герой Советского Союза Лопес Рамон Иванович.

Оболганная Зимняя война

Обычно советско-финскую войну 1939-1940 годов, известную также как «Зимняя война», представляют актом агрессии Советского Союза против «маленькой, беззащитной Финляндии» и, указывая на неудачи первого периода кампании, засчитывают СССР поражение. В действительности всё иначе. Финляндия, получившая независимость из рук большевистского правительства и вскоре зачистившая у себя не только «красных», но и русскую общину, оказалась агрессивным соседом и в 1918-22 годах дважды нападала на РСФСР. По результатам Тартуского мирного договора 1920 года и Московского соглашения о принятии мер по обеспечению неприкосновенности советско-финской границы 1922 года к Финляндии отошли исконно российские Печенегская область (Петсамо) и часть полуостровов Средний и Рыбачий. В 1932 году между Финляндией и СССР был подписан Пакт о ненападении, однако отношения оставались напряжёнными.
В Финляндии опасались усиления СССР, а в Советском Союзе небезосновательно считали неприемлемым нахождение границы с недружественной страной всего в 32 километрах от Ленинграда. Советский Союз пытался добиться обмена части Карельского перешейка на вдвое большую по площади (но менее пригодную для сельскохозяйственного использования) территорию в Карелии, а также передачи СССР в аренду под военные базы нескольких островов и части полуострова Ханко. Финская сторона предложения отклоняла, требуя более значительных территориальных уступок и права на вооружение демилитаризованных Аландских островов. Переговоры зашли в тупик.
В середине октября 1939 года Финляндия объявила всеобщую мобилизацию, а 3 ноября вой­ска Ленинградского военного округа и Краснознамённого Балтийского флота получили директивы о начале подготовки к боевым действиям.
Непосредственным поводом к началу войны стал Майнильский инцидент: артобстрел советских войск на границе с Финляндией 26 ноября 1939 года, жертвами которого стали четверо военнослужащих. Через четыре дня Красная Армия перешла границу. Первый этап войны (с 30 ноября 1939 года  по 10 февраля 1940 года) был крайне неудачным для СССР - советские войска застряли в полосе обеспечения линии Маннергейма, не сумев прорвать финскую оборону.
СССР исключили из Лиги Наций - меньшинством голосов в нарушение правил (за исключение высказались 7 стран из 15, состоявших в Совете Лиги Наций, а 8 не участвовали в голосовании либо воздержались). Финнов снабжали оружием Англия, Франция, Швеция и другие страны. В Финляндию прибыло более 11 тысяч иностранных добровольцев. Лондон и Париж планировали начать войну с СССР и высадить в Скандинавии англо-французский экспедиционный корпус. Авиация союзников должна была нанести авиа­удары по нефтепромыслам на Кавказе, а с территории Сирии планировалось наступление сухопутных войск союзников на Баку.
В итоге эти планы были сорваны. Второй этап войны, начавшийся 11 февраля 1940 года после массированной десятидневной подготовки, завершился победой. До конца февраля частям РККА удалось оттеснить финнов на вторую линию обороны, постоянно создавая угрозу окружения их войск, выйти к Выборгу и достичь всех рубежей, на которые планировалось выйти ещё до наступления нового года. 7 марта 1940 года правительство Финляндии отправило в Москву делегацию для участия в мирных переговорах. 12 марта 1940 года (в тот самый день, когда союзники планировали обсудить совместные боевые действия против СССР) был подписан Московский мирный договор, по которому Советский Союз получил полуостров Рыбачий, часть Карелии с Выборгом, северное Приладожье, а полуостров Ханко был передан СССР в аренду на 30 лет под военно-морскую базу. Новая граница в основном повторила границу 1721 года. Финская сторона предложила предоставить проживавшему на передаваемых СССР территориях населению права выбора страны постоянного проживания в течение года. Советская сторона настояла на эвакуации. В результате в Финляндию было переселено около 400000 человек. На опустевшую после эвакуации финского населения территорию Приладожья, вошедшего в состав образованной Карело-Финской ССР, уже в мае 1940 года начали прибывать новые поселенцы, которых вербовали по всей стране.
22 сентября 1940 года было заключено германо-финское военное соглашение об участии Финляндии в войне против СССР. А о том, что Зимняя вой­на не была бесполезной, говорит хотя бы тот факт, что после начала Великой Отечественной финская армия смогла выйти на «старую границу» лишь в сентябре 1941 года.

«Soft Power» советского образца

5 октября был подписан договор о взаимопомощи сроком на 10 лет, предусматривавший ввод в Латвию 25-тысячного контингента советских войск. А 10 октября с Литвой был подписан «Договор о передаче Литовской республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой».
14 июня 1940 года советское правительство предъявило ультиматум Литве, а 16 июня - Латвии и Эстонии. В основных чертах смысл ультиматумов совпадал - правительства этих государств обвинялись в грубом нарушении условий заключённых ранее с СССР договоров о взаимопомощи, и выдвигалось требование сформировать правительства, способные обеспечить выполнение этих договоров, а также допустить на территорию этих стран дополнительные контингенты войск. Условия были приняты. 15 июня дополнительные контингенты советских войск были введены в Литву, а 17 июня - в Эстонию и Латвию. Во всех трёх странах были сформированы дружественные СССР (но не коммунистические) правительства. Были сняты запреты на деятельность компартий, проведение митингов и демонстраций. За процессом, который сейчас назвали бы применением «мягкой силы», следили уполномоченные советского правительства - Андрей Жданов в Эстонии, Андрей Вышинский в Латвии и Владимир Деканозов в Литве.
Во всех трёх республиках были назначены внеочередные парламентские выборы. На выборах, состоявшихся 14 июля во всех трёх государствах, победу одержали прокоммунистические блоки (союзы) трудового народа - единственные избирательные списки, допущенные к выборам. По официальным данным, в Эстонии явка составила 84,1%, при этом за Союз трудового народа было отдано 92,8% голосов, в Литве явка составила 95,51%, из которых 99,19% проголосовали за Союз трудового народа, в Латвии явка составила 94,8%, за Блок трудового народа было отдано 97,8% голосов. Через неделю вновь избранные парламенты провозгласили создание Эстонской ССР, Латвийской ССР и Литовской ССР и приняли Декларации о вхождении в состав Советского Союза.
А в первую неделю августа три новые советские республики были приняты в СССР.
Так же бескровно произошло возвращение Бессарабии и присоединение Северной Буковины.
Вечером 26 июня 1940 года в Народном комиссариате иностранных дел СССР румынскому посланнику Давидеску было вручено Заявление Советского правительства, в котором, в частности, говорилось: «Советский Союз никогда не мирился с фактом насильственного отторжения Бессарабии, о чём правительство СССР неоднократно открыто заявляло перед всем миром. Теперь, когда военная слабость СССР отошла в область прошлого, а создавшаяся международная обстановка требует быстрейшего разрешения полученных в наследство от прошлого нерешённых вопросов для того, чтобы заложить, наконец, основы прочного мира между странами, Советский Союз считает необходимым и своевременным в интересах восстановления справедливости приступить совместно с Румынией к немедленному решению вопроса о возвращении Бессарабии Советскому Союзу». Одновременно предлагалось передать Советскому Союзу населённую украинцами Северную Буковину.
Утром 28 июня шифрованной телеграммой за подписью министра иностранных дел Румынии К. Аржетояну румынскому посланнику в Москве Давидеску было сообщено решение о принятии правительством королевской Румынии условий эвакуации из Бессарабии и Северной Буковины, предложенных Советским правительством. В тот же день, согласно достигнутой договорённости, Красная Армия перешла Днестр.
По свидетельству одного из румынских офицеров, входившие в Бессарабию части Красной Армии «были приняты населением восторженно и с цветами, тогда как наших (т. е. румынских военных) обругали и забросали камнями».
Румынский план эвакуации Бессарабии под кодовым названием «План Тудор», предусматривавший вывоз материальных ценностей и угон за Прут бессарабского населения, был отчасти сорван местными жителями. Упоминаются даже случаи вооружённого столкновения между населением и отходившими частями румынской армии. В первый же день отхода оккупантов созданные отряды охраны из рабочих железнодорожников на станции Кишинёв задержали три эшелона с награбленным имуществом, прибывших из Бендер для следования в пункт назначения Яссы. Они же помешали оккупантам вывезти со станции Кишинёв скопившееся награбленное зерно. Как сообщал представитель румынского генштаба, «из 300 вагонов зерна были эвакуированы только 35».
Бессарабцы, оказавшиеся за пределами малой родины, буквально осаждали советское посольство в Бухаресте. К 16 декабря 1940 года (установленному сроку окончания репатриации) количество вернувшихся из Румынии в освобождённую Бессарабию достигло 220 тысяч человек.

Предвоенная мобилизация и трудовые резервы

В 1940 году в Москве, Ленинграде, Киеве и других «режимных» городах был проведён обмен паспортов. Ещё в мае НКВД СССР распорядился работникам угольной промышленности вместо паспортов выдавать спецудостоверения. Паспорта хранились в отделах кадров предприятий и выдавались на руки в исключительных случаях (например, при перемене фамилии, вступлении в брак или разводе). Подобное положение распространялось на отрасли народного хозяйства, предприятия которых отличались особенно тяжёлыми условиями труда и испытывали постоянные трудности с рабочими кадрами, - чёрную и цветную металлургию, химическую промышленность, тяжёлую индустрию, судостроение.
Указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» президиума Верховного Совета СССР от 26 июня предписывал «перевести во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях работу с шестидневки на семидневную неделю, считая седьмой день недели - воскресенье - днём отдыха», запретить самовольный уход с работы, а также самовольный переход с одного предприятия на другое или из одного учреждения в другое без разрешения директора предприятия или начальника учреждения. За прогул без уважительной причины рабочих и служащих предписывалось предавать суду и приговаривать к исправительно-трудовым работам по месту работы на срок до 6 месяцев с удержанием из заработной платы до 25%. Рассматривать такие дела судам поручалась в срок до 5 дней, а приговоры приводить в исполнение немедленно.
Директоры и начальники, уклонившиеся от предания суду прогульщиков, либо «принявшие на работу укрывающихся от закона лиц, самовольно ушедших с предприятий и из учреждений» должны были сами предстать перед судом. Указ президиума Верховного Совета СССР от 10 августа предписывал народным судьям рассматривать дела о прогулах по неуважительным причинам и о самовольном уходе с предприятий и учреждений единолично, без участия народных заседателей.
6 сентября «в целях установления строжайшего контроля над учётом и расходованием государственных денежных средств и материальных ценностей и осуществления проверки исполнения решений правительства» образован Народный комиссариат государственного контроля СССР на основе реорганизации Комиссии советского контроля и Главного военного контроля.
Постановлением Совнаркома СССР № 1667 от 10 сентября начинает осуществляться новое положение о паспортах и новая инструкция НКВД СССР по его применению. Была расширена территория паспортизации за счёт районных центров и населённых пунктов, где были расположены МТС.
Уточнялись границы режимных местностей, законодательно оформлялось распространение паспортной системы на жителей присоединённых и возвращённых территорий, определялся порядок выдачи паспортов кочующим цыганам и лицам, принятым в гражданство СССР, закреплялась на неопределённый срок практика изъятия у рабочих и служащих оборонной и угольной промышленности, железнодорожного транспорта паспортов и выдача им взамен спецудостоверений. Орденоносцы, лица, достигшие пятидесятипятилетнего возраста, инвалиды и пенсионеры отныне должны были получать бессрочные паспорта, гражданам от 16 до 55 лет паспорта выдавались сроком на 5 лет. Сохранялась и практика выдачи временных удостоверений «гражданам, выезжающим из местностей, где не введена паспортная система».
2 октября принят Указ президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР».
В 1940 году были созданы три типа учебных заведений:
- ремесленные училища с 2-годичным сроком обучения - для подготовки квалифицированных рабочих-металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников, квалифицированных рабочих для морского транспорта, предприятий связи;
- железнодорожные училища с 2-годичным сроком обучения - для подготовки помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и других рабочих сложных профессий;
- школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) с 6-месячным сроком обучения - для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь, для угольной, горнорудной, металлургической, нефтяной промышленности и строительного дела. Государство взяло на себя полное материальное обеспечение всех учащихся. Уже в мае 1941 года учебные заведения Государственного трудового резерва выпустили 250 тысяч молодых рабочих.

Крымские итоги первых пятилеток

К 1940 году промышленность давала почти 80 % всей валовой продукции народного хозяйства Крыма. Сельскохозяйственное производство полуострова заметно превышало показатели 1913 года, которые обычно берут за эталон, сравнивая дореволюционные достижения России с показателями советского времени. Так, в 1940 году посевная площадь в Крыму превышала 987 тысяч гектаров, в том числе: зерновые культуры - 742,3 тыс. га; табак - 8,7 тыс. га; эфиромасличные и лекарственные культуры - 7,2 тыс. га; овощебахчевые культуры и картофель - 35,6 тысячи гектаров.
Поголовье сельскохозяйственных животных в Крыму составляло: крупный рогатый скот - 234,1 тыс. голов; свиньи - 140,6 тыс. голов; овцы и козы - 957 тыс. голов; лошади - 96,2 тыс. голов.
В 1940 году было выращено 793 тысячи тонн зерновых и зернобобовых культур, 5 тысяч тонн подсолнечника, 89 тысяч тонн картофеля, 152 тыс. тонн овощей, 82 тыс. тонн плодов и ягод и 17 тыс. тонн винограда. Произведено 42 тысячи тонн мяса, 170 тысяч тонн молока и 74 миллиона штук яиц. Выпуск виноградного вина в Крыму составил 697 тысяч декалитров. Вылов рыбы по сравнению с дореволюционными показателями вырос более чем в 3,5 раза.
К концу 1940 года в Крыму насчитывалось более 1250 школ, где учились почти 200 тысяч детей, работали 5 вузов и 40 техникумов. В этот период на полуострове функционировало 6 театров и 24 музея. Численность врачей всех специальностей составляла 2,2 тысячи человек, среднего медперсонала - 4,7 тысячи человек.
Отстающим регионом красный полуостров Крым точно не числился.

Митинг в Латвии.

Николай ФИЛИППОВ.