1931 год. «Красный Крым»

23 Март 2017 1663
К августу 1931 года в многомиллионной стране насчитывалось всего 18 тысяч безработных.
К августу 1931 года в многомиллионной стране насчитывалось всего 18 тысяч безработных.

Если вам когда-нибудь предстоит охарактеризовать одним словом историю становления Советского Союза, то можете смело использовать слово «противоречивая». Она действительно такая. Каждый год давал новые поводы как для гордости за молодую Страну Советов, так и для её порицания. Таким противоречивым был и 1931 год. В этот год была торжественно провозглашена победа над безработицей, но из-за низкой квалификации работников экономика несла большие потери. В Москве заработала Центральная фабрика «Союзкино». Но в то же время был взорван Храм Христа Спасителя и запрещена продажа Библии. Страна готовилась к сбору рекордных урожаев, но засуха и непогода внесли свои коррективы. Увы, до нас дошёл всего один выпуск «Красного Крыма», который на тот момент возглавлял Г. Глебовский. Это вторничный номер от 24 февраля. И, конечно, в нём отражены далеко не все события, так или иначе повлиявшие на судьбу Крыма.

Победа над безработицей

В 1931 году было торжественно провозглашено отсутствие в СССР безработицы и закрыта биржа труда. Добиться этого удалось благодаря нарастающим темпам индустриализации.
Громадный рост промышленности, успехи коллективизации сельского хозяйства и интенсивное развёртывание культурного строительства в период 1929-1932 годов сопровождались быстрым вовлечением в производство всё большего числа трудящихся. В начале пятилетки (октябрь 1928 года) в СССР насчитывалось 1 миллион 364 тысячи безработных, среди которых 206 тысяч промышленных рабочих, около 700 тысяч неквалифицированных рабочих, недавних выходцев из деревни, и 240,3 тысячи человек ещё не работавшей молодёжи. Быстрые темпы индустриализации сразу же привели к резкому уменьшению безработицы, объём которой к 1 апреля 1930 года сократился до 1 миллиона 81 тысячи человек. К январю 1931 года количество безработных снизилось до 236 тысяч человек, а к 1 августу того же года в многомиллионной стране осталось всего 18 тысяч безработных.
Этот факт активно использовался в пропагандистских целях. Отсутствие безработицы на фоне американской «Великой депрессии» выглядело реальным достижением социализма.
Этой теме в сохранившемся номере «Красного Крыма» посвящён материал под длинным заголовком «Миллионы безработных во всех уголках земного шара демонстрируют свою ненависть к капиталистическому строю». Подзаголовок дополняет: «Их взоры обращены на СССР - страну социалистической организации труда, страну строящегося социализма». Там же собрана небольшая подборка новостей с красноречивыми заголовками: «Демонстрации безработных в чехословакии запрещены», «Митинги безработных в Берлине», «Готовятся и в Шанхае», «Голодные демонстрируют в кварталах сытых», «Это ложь! Труд в СССР свободен», «Не «принудительный», а социалистический труд».

Кадры решают не всё

Трудовых ресурсов в принципе хватало, но квалификация кадров на тот момент вызывала большие вопросы. Вот что об этом пишет корреспондент «Красного Крыма» В. Лукашевич после посещения Севморзавода, который заключил с московским Оргметаллом договор на подготовку электросварщиков.
«Никогда ни один московский инструктор, - рассказывают сварщики, - не даёт никаких практических указаний. Приходится чуть-ли не за полу ловить инструкторов. Никогда мы ещё не слышали от оргметалловских инструкторов указаний, что мол ты, Макухин, Макарышев или Ястребов, неправильно работаешь, что надо сваривать не так, а вот этак... Никогда... Чем мы это объясняем? По совести говоря, у нас сложилось мнение, что сами-то оргметалловские инструкторы недостаточно квалифицированы. Они недавно сами со школьной скамьи ушли...
Не совсем удовлетворены сварщики и теми занятиями, которые проводит инженер. По их словам, им дают «голую теорию» и притом самую азбуку теории. А как раз практических-то знаний, которых так добиваются сварщики, им не даёт оргметалловский инженер».
С аналогичными проблемами сталкивались и работники других отраслей. Квалифицированных кадров не хватало катастрофически.

Завышение планов

Нехватка качественной рабочей силы стала одной из причин, по которой крымские предприятия не справлялись с выполнением планов. Признаваться в этом руководители предприятий, правда, не любили и, рискуя карьерой, а иногда и свободой, нередко искажали данные отчётов. Выявлением таких фактов занималась специальная комиссия, результаты работы которой публиковались в «Красном Крыме».
В одной из заметок, например, рассказывается о директоре феодосийской гостабачной фабрики Кулешове и директоре Севморзавода Рыбине.
И тот, и другой были уличены в попытке ввести в заблуждение партийные, советские организации и общественность. Рыбину, можно сказать, повезло, за завышение показателей в отчётах ему объявили строгий выговор. А вот Кулешова, который сообщил о выполнении квартального плана на 101,1% (хотя в действительности план был выполнен на 97,9%), решили снять с должности и привлечь к уголовной ответственности.

Непутёвая путина

Традиционно писала газета и о подготовке к разного рода работам. В заметке под названием «Большевестской путине - большевистскую подготовку» рассказывается о подготовке крымских рыбацких колхозов и промыслов к лову.
«Весенняя путина в Крыму начинается раньше, чем в других рыболовный районах Советского Союза. Это обязывает крымские организации, как рыбопромышленные и рыбацко-колхозные, так и партийные, форсированными темпами вести подготовку к этой важнейшей хозяйственно-политической кампании», - пишет корреспондент.
Увы, необходимых темпов нет. Уверенности в том, что госплан будет выполнен, тоже нет. План по осенней путине не был выполнен. Севастопольские рыбаки выполнили его только на четверть. Так что теперь рыбаки боятся отвечать на вопрос о реальности госплана по весенней путине.
В преддверии первого всекрымского съезда колхозов также вышел обширный материал посвящённый успехам коллективизации. Из него стало известно, что по состоянию на 24 февраля 1931 года в колхозы успели объединиться 67% всех бедняцких и середняцких хозяйств Крыма. В радужных тонах описываются перспективы работы новых хозяйств и план по сбору беспрецедентных урожаев. Авторы ещё не подозревают, что 1931 год будет очень засушливым, а урожай - весьма скудным.

Неурожай

В 1931 году в пяти регионах СССР - в Западной Сибири, Казахстане, на Урале, на средней и нижней Волге - вследствие засухи был неурожай, что значительно сократило хлебные ресурсы страны. В том году, по данным НК РКИ, при уборке было потеряно более 15 млн. тонн (около 20 % валового сбора зерновых) урожая.
Хлебные ресурсы для промышленных центров добывались в том числе и за счёт фуражного зерна. В результате зимой 1931/32 года произошло самое резкое сокращение поголовья рабочего и продуктивного скота с начала коллективизации. Обобществлённый скот нечем было кормить. Согласно зерновому балансу, к 1932 году на корм скоту доставлялось вдвое меньше зерна, чем в 1930-м. Пало 6,6 млн. лошадей - четвёртая часть из ещё оставшегося тяглового скота, остальные животные были крайне истощены. Впрочем, не будем забегать вперёд. О голодных 1932-1933 годах расскажем позже.

Соцживотноводство

Решение о развёртывании социалистического животноводства должно было повысить продуктивность отрасли, но всё вышло иначе.

Сказать кое-что о предпосылках надвигавшегося голода всё же придётся, ведь именно в июле 1931 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О развёртывании социалистического животноводства». Важно оно хотя бы потому, что имело катастрофические последствия. По сути, развёртывание соцживотноводства означало банальную реквизицию скота с крестьянских подворий, что, по замыслу, наверное, должно было привести к снижению трудозатрат на содержание животных и более эффективному использованию тягловой силы лошадей и быков.
Но решение об очередном этапе коллективизации было принято в штыки, и значительная часть скота была просто уничтожена крестьянами. От 107,1 млн. овец и коз, которые были в личной собственности крестьян на начало 1930 года, к 1933-му осталась лишь треть, свиней и крупного рогатого скота - около половины или меньше того.

«Союзкино»

В культурном плане 1931 год был достаточно прорывным. К 1 февраля была закончен переезд съёмочных групп в новые павильоны Центральной фабрики «Союзкино».
Современники вспоминали, что, начав рабочий процесс, кинематографисты поняли, что в новых павильонах, рассчитанных на съёмки немого кино, практически невозможно записать нормальный звук, а на серьёзные звукоизоляционные работы в павильонах средств уже не хватало. Тем не менее уже в первые 10 лет после открытия в стенах новоиспечённого «Мосфильма» были сняты такие шедевры советского кино, как «Весёлые ребята», «Волга-Волга» Г. Александрова, «Трактористы», «Свинарка и пастух» И. Пырьева и многие другие.
В этот же год родилось и советское телевидение. 29 апреля впервые в СССР была произведена передача телевидения (дальновидения) по радио. Через коротковолновый передатчик РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метра передавались изображения живого лица и фотографии.

Запрет Библии

Так как в нашем архиве сохранился всего один номер «Красного Крыма» за 1931 год, то судить о том, как на полуострове освещались те или иные резонансные события, крайне сложно. Между тем событий таких было немало.
Например, 11 марта 1931 года в СССР были запрещены продажа и ввоз Библии. Эта книга, согласно мнению коммунистов, противоречила идеям марксизма-ленинизма, и потому приравнивалась к антисоветской литературе. Вероятно, запрещение на ввоз из-за рубежа был связан прежде всего с идеологией, так как это предполагало разного рода контакты с иностранными организациями. Запрещена была также продажа Библии в государственных (а других тогда и не было) книжных магазинах СССР.
В мае того же года папа римский Пий XI публикует своё знаменитое послание о несовместимости социализма с католицизмом. Позже он же поддержит Гитлера, полагая, что нацизм - этом меньшее из двух зол.

Взрыв храма

К концу года, 5 декабря, в Москве был взорван главный собор России - храм Христа Спасителя, который возводили в память о воинах Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном.
Судьба храма Христа Спасителя окончательно решилась 2 июня 1931 года. 18 августа начались работы по его разборке, но сделать это оказалось затруднительно, и тогда храм просто-напросто решили взорвать. Что и свершили 5 декабря. По легенде, после первого взрыва храм устоял, и рабочим пришлось закладывать новый заряд взрывчатки.
Фрагменты храма были использованы при возведении новых зданий Москвы - практически римская традиция. Например, мраморной плиткой были выложены станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», на станции «Новокузнецкая» установили скамейки из главной церкви Москвы, а часть плит с именами героев раскрошили на дорожки в парках.

Что в мире?

В Соединённых Штатах Америки тем временем продолжается «Великая депрессия». Финансовый кризис в этот год докатился и до Европы. В 1931 году многие европейские банки, раздувшиеся в результате кредитной экспансии, получили по заслугам. В октябре 1929 года австрийский банк «Боден-Кредит-Анштальт», занимавший важное место в банковской системе страны, находился на грани банкротства. Вместо того чтобы дать банку «загнуться» и исчезнуть, международная финансовая элита во главе с Ротшильдами и Морганами помогла банку выжить. Банк «Боден» был присоединён к более старому и сильному банку «Остер-райхише-Кредит-Анштальт».
Однако слияние ослабило «Кредит-Анштальт», и в мае 1931 года французские банкиры, разгневанные объявлением о заключении таможенного союза между Германией и Австрией, организовали массовое изъятие средств с его счетов. К середине июля банковская система Германии была разрушена и страна была вынуждена отказаться от золотого стандарта.
Было ясно, что следующей после Австрии и Германии будет Англия, и что потерявшая доверие публика потребует от неё своё золото. И действительно, в середине июля требования о погашении фунтов золотом стали массовыми, за девять дней до конца июля Банк Англии лишился 125 млн. долларов золотом, после чего постыдно выбросил белый флаг.
19 сентября 1931 года оказалось последним днём эпохи экономического либерализма, когда Великобритания была лидером мира… Теперь всё это величественное сооружение рухнуло. Девиз «надёжно, как Банк Англии» утратил всякий смысл. Банк Англии объявил себя неплатёжеспособным. Впервые в истории великая страна-кредитор девальвировала свою валюту, причинив огромные убытки всем, кто ей доверял.
Вслед за Британией ещё 25 стран вышли из золотого стандарта и, проведя девальвацию, перешли к плавающему валютному курсу. Так завершилась эпоха золотодевизного стандарта.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.