Банки гэть!

21 Март 2017 871
Решение о введении санкций было принято под давлением националистов. Фото с сайта strichka.com
Решение о введении санкций было принято под давлением националистов. Фото с сайта strichka.com

В сфере банковского обслуживания на прошлой неделе произошёл очевидный разлом. Уж больно много новостей так или иначе были связаны с этой темой. Увы, назвать их хорошими язык не поворачивается. Самая громкая новость касается Украины, которая ввела против банков с российским капиталом санкции. Теперь эксперты, перебивая друг друга, вынуждены спорить о том, кто больше пострадает от этой решения: российские банки, работающие на Украине, или же сама Украина.

Что за санкции?

Под санкции, введённые Петром Порошенко в минувший четверг, попали пять банков: Сбербанк, Проминвестбанк, ВТБ, БМ Банк и VS Bank. У всех у них на территории сопредельного государства есть дочерние структуры, работу которых и попытались ограничить украинские власти.
В частности предполагают запрет вывода средств за пределы Украины, а также выплату дивидендов, процентов, возвращения межбанковских депозитов и кредитов и др. Запрет также касается распределения прибыли и капитала этих пяти банков.
По мнению большинства экспертов, введение санкций было продиктовано не столько экономическими, сколько политическими, сугубо внутренними мотивами. Решение было принято фактически под давлением радикалов, которые добиваются запрета российских банков в стране и уже второй год нападают, в буквальном смысле, на офисы банковских учреждений.

Эффект бумеранга

С тем, что решение о санкциях сугубо политическое, согласен и глава ВТБ Андрей Костин. Он уверен, что ни для украинской власти, ни для президента в этом нет никакого резона - это лишь наносит ущерб экономике.
- Нам кажется, что прежде всего это нанесёт ущерб экономике Украины, гражданам Украины. Безусловно, когда ты вкладываешь деньги в экономику страны, а не можешь даже процент обратно получать, это создаст препятствия для дальнейшей действительности российских финансовых учреждений, - отметил Костин.
В целом потери для российских банков могут быть некритическими. У того же ВТБ, согласно отчётности за 2016 год, на украинскую «дочку» приходится 0,3% от общей суммы консолидированных активов за исключением внутригрупповых остатков (около 37,8 миллиарда рублей из 12,6 триллиона рублей активов).
Для Сбербанка потери будут также несущественными с учётом масштабов его деятельности - по итогам первых трёх кварталов 2016 года на украинскую «дочку» приходилось менее 0,5% активов группы Сбербанка.
Больше других может пострадать ВЭБ. Активы его украинской «дочки» (Проминвестбанка) в долевом выражении составляют 2,3% по итогам 2016 года.
Что до украинской экономики, то дня неё последствия могут быть куда более тяжёлыми. Экс-министр финансов РФ, глава совета фонда ЦСР Алексей Кудрин полагает, что санкции против российских банков в итоге ударят по финансовой системе Украины.
- Российские банки играют заметную роль для инвестиций, для финансирования финансовой системы Украины. И такое преследование просто существенно ухудшает финансовую систему Украины. Здесь, по сути, эффект бумеранга произойдёт. Мне кажется, это не в интересах Украины, - высказал мнение Кудрин.

Депутатские мечты

Всю эту историю с украинскими санкциями не преминули адаптировать и под крымские реалии. В частности депутат Государственной Думы от ЛДПР Павел Шперов призвал крупные российские банки, работающие на Украине, признать Крым частью России и начать работать в республике.
- До сих пор Сбербанк России официально не признал Крым частью Российской Федерации. Мы сегодня говорили много красивых вещей о том, как мы поддержим крымчан, но тем не менее самый крупный банк до сих пор не работает в республике, - сказал Шперов.
Он подчеркнул, что представители банков должны определиться, будут ли они исполнять законы РФ либо будут рисковать деньгами граждан и государства на территории других стран.
Звучит всё это, конечно, праведно, но назвать предложение Павла Шперова взвешенным нельзя. Это чистой воды популизм, поскольку, прийдя в Крым, крупные банки попадут уже под европейские санкции, а это грозит серьёзным банковским кризисом по всей стране, от которого пострадают не только бизнес, но и миллионы россиян.

Сюрприз от Visa

Платёжная система Visa также удивила неожиданными решениями. С 22 февраля она разрешила банкам-эквайерам брать комиссию за обналичивание средств в банкоматах.
Сделано это было для «соответствия изменениям рынка и дальнейшего развития безналичных платежей».
Ранее банки делали процедуру снятия наличных бесплатной, некоторые никогда не брали денег за обналичивание, выплачивая межбанковскую комиссию из собственных средств.
В этом контексте стоит отметить, что национальная система платёжных карт не планирует менять правила платёжной системы «Мир», которые сейчас запрещают владельцам банкоматов взимать дополнительную комиссию с держателей карт.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.